Заявление Сухейла Шахина прозвучало вскоре после того, как президент США Джо Байден допустил, что военное присутствие американцев может затянуться до осени включительно. По словам хозяина Белого дома, это связано с необходимостью эвакуации из захваченного талибами Афганистана всех граждан Соединенных Штатов и их союзников из числа местных жителей.
Такая позиция Вашингтона вполне объяснима. Обязательства о выводе контингента с афганской территории американские власти давали в рамках Дохийского соглашения, подписанного с «Талибаном» еще в феврале 2020 года. Однако, начав наступление весной 2021-го и захватив почти всю страну к концу текущего лета, талибы сами по сути дезавуировали прошлогодние договоренности.
Тем не менее «Талибан» продолжает попытки навязывания своих условий западным державам.
«Это — красная черта. Президент Байден объявил, что 31 августа они выведут все свои вооруженные силы. Поэтому, если они продлят присутствие, это будет означать, что они расширяют оккупацию, хотя в этом нет необходимости, — заявил Шахин в интервью телеканалу Sky News. — Если США или Великобритания попросят у нас дополнительное время для продолжения эвакуации, то наш ответ будет отрицательным. В противном же случае их ждут последствия».
О каких именно возможных последствиях говорит представитель талибов, догадаться несложно: в руках боевиков в результате их стремительной летней военной кампании оказались тысячи единиц боевой техники, а освобождение заключенных из афганских тюрем существенно пополнило их ряды.
В то же время и излишне преувеличивать значение угроз «Талибана» не стоит. Даже самые ярые скептики из числа афганцев признают, что сейчас талибы совсем не такие, как раньше. Группировка все больше внимания уделяет тому, чтобы завоевать расположение местного населения (показательно, что ряд городов боевики взяли без проведения военных операций), легитимизироваться в глазах тех же западных государств и предстать уже в виде полноценной политической, а не террористической силы, которую не будут пытаться свергнуть зарубежные державы.
В этом контексте показательно и то, что сам же Сухейл Шахин активно открещивается от свидетельств о жестокостях группировки «на земле». В том же интервью, где он говорил о «красной черте», представитель «Талибана» заявил: видео, на которых талибы угрожают мирным людям и разыскивают бывших чиновников, являются поддельными. «Все это фейковые новости, — подчеркнул Шахин. — Я могу заверить вас, что существует множество сообщений, в которых наши противники говорят о том, что на самом деле не основано на реальном положении вещей».
Что касается западных держав, они, похоже, также не заинтересованы в дальнейшей эскалации в Афганистане, делая основной акцент на предоставлении убежища тем афганцам, кто желает покинуть страну. США, в частности, готовы принять на своей территории более 20 тысяч беженцев. Кроме того, Вашингтон продолжает переговоры с балканскими, ближневосточными и центральноазиатскими странами о размещении там в общей сложности около десятка тысяч вынужденных переселенцев из Афганистана.
Американцы в «кабульском цейтноте» оказываются еще и под давлением своих союзников. Как заявил министр обороны Великобритании Бен Уоллес, британские усилия по эвакуации людей из Кабула по воздуху «ограничены часами, а не неделями». По его признанию, у Лондона нет никаких перспектив для продолжения операции по вывозу своих граждан и «уязвимых» афганцев из аэропорта Кабула после того, как США выведут своих военных.
Премьер Борис Джонсон решил использовать виртуальный саммит лидеров G7, запланированный на вторник, чтобы убедить Джо Байдена задержать американских военнослужащих в кабульском аэропорту после 31 августа. А глава британского оборонного ведомства признал, что продолжить эвакуацию без американцев для Великобритании — не вариант: «Я не думаю, что будет шанс остаться после Соединенных Штатов. Если их график продлится хотя бы на день или два, это даст нам еще день-два для эвакуации людей. Потому что сейчас у нас действительно в распоряжении всего несколько часов, а не недель, и мы должны использовать каждую минуту, чтобы вывезти людей оттуда».
И в этой связи Вашингтон поистине оказывается между талибским «молотом» и «наковальней» союзнического долга и необходимости спасать людей.
Открытыми остаются два вопроса. Первый: продолжат ли талибы курс на умиротворение или же со временем вновь перейдут к «закручиванию гаек»? И второй: что сможет сделать администрация США для восстановления своей сильно подмоченной репутации после противоречивого исхода из Афганистана?
Опрошенные «МК» эксперты полагают, что действия «Талибана» пока еще непредсказуемы. Тот же талибский представитель Сухейл Шахин заявил, что устремившиеся в кабульский аэропорт афганцы покидают страну только потому, что хотят «благополучной жизни» на Западе, и что им не стоит бояться остаться на родине, потому что сообщения о том, что талибы будут убивать людей, которые помогали силам НАТО, не соответствуют действительности. Но можно ли доверять обещаниям радикальной группировки?
Что же касается Вашингтона, то, как считают аналитики, для американских избирателей решение о выводе войск из Афганистана в любом случае будет выглядеть правильным: за прошедшие десятилетия граждане США порядком устали от того, что их родственники гибнут на чужих и не всегда объяснимых для них войнах.
Вероятно, ситуация прояснится в сентябре, когда станет понятно, насколько Белый дом уверен в необходимости окончания афганской миссии, а «Талибан» — в том, чтобы сдержать в рамках своих наиболее радикальных членов. В последнее время все большую роль в деятельности талибов играет политический офис организации, расположенный в Дохе (именно его представители подписывали соглашение с США), а значит, перспективы дипломатического урегулирования все еще, как говорится, на столе.
Читайте материал «Последняя битва: талибы отправились на захват Панджшера»