Термез — город в Узбекистане с населением около 200 тысяч человек. Из них около 2 тысяч — афганцы, которые проживают в городе по деловым причинам, ведут бизнес. На вопрос, «как вы смотрите на то, что власть в соседней стране перешла к «Талибану» (организация запрещена в РФ и признана террористической), они отвечают осторожно: мол, это внутренние разборки другого государства. При этом каждый наш собеседник добавлял - «лишь бы не было войны».
В самом городке надеются, что скоро жизнь вернется в прежний режим. «Тут ЛЭП, железная дорога, продовольственный путь с Индией, Пакистаном, Ираном, товарооборот через нашу границу. Это выгодно для всех сторон и я сомневаюсь, что новые власти будут разрушать сложившуюся систему»,— пояснил «МК» житель Термеза Олим.
Сейчас Узбекистан усилил охрану границу, со стороны Афганистана граждан не пропускают талибы. Тем не менее, предприниматели Термеза не считают, что могут лишиться работы. Там уверены, что это временная мера, да и закрытие границ не повлияет на товарооборот между странами. «Крупные поставщики овощей и фруктов в Термез — Пакистан и Иран. Они же кураторы «Талибана» (запрещенная в РФ террористическая организация — прим.ред). Препятствовать им никто не будет», — пояснил «МК» местный житель Олим.
Узбекистан давно развивает торговые отношения с Кабулом. Доказательством этому служит железная дорога, связывающая страну с афганским городом Мазари-Шариф, построенная на средства Ташкента. Ожидалось, что в ближайшие пять лет дорога протянется и до пакистанского Пешавара.
«Главным образом Узбекистан экспортирует в Афганистан электроэнергию. Кроме того, из узбекского Хайратона до афганистанского Мазари-Шарифа построена железная дорога, которая должна была дотянуться до Кабула, но из-за боевых действий проект заморозили. Узбекистан заинтересован в развитии своих инфраструктурных проектов. В связи с этим он готов признать любое правительство в Афганистане, которое готово положить конец войне и гарантировать безопасность вложенным инвестициям. Аналогичного подхода придерживаются все страны Центральной Азии», — пояснил «МК» главный редактор информационного агентства «Фергана» Даниил Кислов.
Такого же мнения придерживается исполнительный директор Центра социально-экономических и маркетинговых исследований «Ekspert fikri» Арустан Жолдасов. По его словам, как только в Афганистане официально утвердится правительство, начнется работа по реализации прошлых проектов. «Транспортная и иная инфраструктура будет реализовываться под преобладающим влиянием Пакистана и Китая, как только в Афганистане будет создано и признано официальное сильное, а не теневое правительство. Как скоро это будет — зависит от Китая и Пакистана», — пояснил он «МК». Арустан Жолдасов подчеркнул, что у него нет сомнений в том, что Узбекистан одним из первых признает новое правительство Афганистана: «Потому что иной альтернативы нет, а договариваться с кем-то надо. Как минимум, это позволит уменьшить неопределенность в наших взаимоотношениях. Но окончательное решение будет принято после консультаций с Россией и соседними государствами».
Еще в 2016 году для работы с инвестициями в Термезе был построен логистический центр «Термез-Карго». Там же в 2019 году проходил узбекско-афганский бизнес-форум, в котором приняли участие более 60 представителей компаний из Афганистана. В рамках форума была открыта зона приграничной торговли «Узбекистан-Афганистан».
В последние несколько дней крупный логистический центр простаивает без дела. «У нас все спокойно. Пока граница закрыта и никто не приезжает, но ждем, что в скором времени откроют. Пока идут переговоры с властями Афганистана по поводу дальнейшего торгового сотрудничества. Лично мое отношение к этой ситуации — лишь бы не было войны и все жили дружно. То, что в Афганистане произошло — нас не касается. Это другое государство, которое решало внутренние конфликты. Мы надеемся, что в наших отношениях все будет по-прежнему. Но это должны решить чиновники», — рассказал «МК» представитель «Термез-Карго».