Президент Анджей Дуда подписал 14 августа вызывавшую массу дискуссий поправку к Административному кодексу, которая серьезно ограничивает процесс реституции имущества пострадавшим от Холокоста и членам их семей, а также другим владельцам собственности, конфискованной во время Второй мировой войны. Ранее эту поправку принял польский парламент.
Проблема возвращения изъятой на фоне исторических пертурбаций собственности потомкам ее владельцев во всех странах и при всех обстоятельствах – тема очень болезненная. Но в польском случае все еще хуже. Больше всего споров вызывает то положение документа, согласно которому административные решения не могут быть оспорены в суде по истечении 30-летнего срока со дня их принятия. То есть события 1940-х годов, как легко догадаться, из процесса выпадают. Что привело в Израиле к опасениям: законодательные нововведения создадут препятствия для получения евреями компенсации за отнятую у них во время Холокоста собственность.
Ранее, в 2009 году, Польша наряду с 45 другими странами подписала Терезинскую декларацию, обязывающую подписавшие ее государства вернуть «либо в порядке реституции, либо в виде компенсации» отобранные у жертв Холокоста «бывшие еврейские общинные активы, религиозные объекты и частную собственность».
До Второй мировой в Польше проживало около 3,2 млн евреев, составлявших примерно десятую часть населения – подавляющее большинство из них стали жертвами Холокоста. И потомки этих людей, «благодаря» новому польскому закону, лишаются даже теоретически права на возврат имущества, конфискованного у их предков во время войны немецкими нацистами и после войны – польскими властями.
Спикер Кнессета Микки Леви назвал этот закон «ограблением при свете дня, оскверняющим память о Холокосте». В «антидемократических» действиях Польши продемонстрировано отсутствие уважения к «величайшей трагедии в истории человечества», следует из заявлений израильского внешнеполитического ведомства.
«Польша сегодня ввела в действие – причем уже не в первый раз – антисемитский и неэтичный закон», – сказано в заявлении главы израильского МИД Яира Лапида. Новый посол Израиля, который должен был в скором времени отправиться в Польшу, в Варшаву пока не поедет, а временный поверенный отозван на родину.
Более того, находящемуся в отпуске польского посла израильтяне настоятельно порекомендовали воздержаться пока от возвращения к месту своей работу в Израиле. Как не без яда заявил Яир Лапид, «это время следует использовать для того, чтобы объяснить людям в Польше значение Холокоста для граждан Израиля».
Польский президент Дуда отметил, что обновление закона о реституции устраняет правовую неопределенность для владельцев жилья и земельных участков на случай, если бывшие владельцы отыщутся более чем 70 лет спустя.
Само собой, спор о возвращении имущества, отобранного у польских евреев в годы Второй Мировой войны, возник не сегодня и не вчера. Да и не только вопрос реституции вызвал в мире вопросы к Варшаве. В 2018 году был принят принятый, по словам Анджея Дуды, «защитить доброе имя поляков и Польши» закон о Холокосте. Этот документ предусматривает наказание за публичные высказывания о том, что польский народ или польское государство были причастны к преступлениям, совершенным нацистской Германией – за «фальсификацию истории» можно получить срок до 3 лет лишения свободы. Можно предположить, что этот закон преследует не только «имиджевые» цели, но и касается проблемы возвращения отобранного у польских евреев имущества.
Скандалы вокруг болезненной для обеих стран темы реституции между Польшей и Израилем выплескивались в СМИ на протяжении последних нескольких лет. В мае 2019 года польский МИД в последний момент отменил приезд в Варшаву израильской правительственной делегации. Формальным поводом назвали то, что в составе делегации неожиданно были произведены изменения без согласования с польской стороной. Фактически же демарш Варшавы был вызван нежеланием продолжать дискуссии о возвращении собственности польских евреев, погибших или пострадавших в годы Холокоста.
Израиль, к слову, не одинок в своем выражении протеста в связи с польским скандальным законом. Несколько лет назад в США вступил в силу «Акт 447», которые разрешает введение санкций против стран, не принявших законы о реституции еврейской собственности, утраченной в период Холокоста. И надо заметить, что этот документ вызвал тогда ярость у польских националистов, устроивших многолюдные манифестации. Так что Варшава оказалась перед лицом перспективы ухудшить отношения не только с израильтянами, но – и это гораздо для нее чувствительнее – с Соединенными Штатами.
И на это обстоятельство вполне прозрачно намекнули в Штатах. «Крупные коммерческие инвестиции США в Польше связывают наше процветание и укрепляют нашу коллективную безопасность. Этот законопроект угрожает свободе СМИ и может подорвать сильный инвестиционный климат в Польше», – заявил американский госсекретарь Энтони Блинкен. А если учесть, что вызвавший на днях еще один мощный скандал польский закон о СМИ вынуждает американскую компанию Discovery отказаться от контроля над TVN – крупнейшей независимой вещательной компанией Польши, становится очевидно: между Варшавой и Вашингтоном накопилось немало раздражающих факторов. Но нам не стоит спешить радоваться этому раздору между союзниками: как только речь заходит о противостоянии России, в Польше и Америке тут же забывают о противоречиях.