Группировка «Талибан» после временного затишья начала захватывать региональные центры по всей территории Афганистана. За последние три дня под контролем радикалов оказались города Кундуз, Сари-Пуль и Нимроз – столицы одноименных провинций. После тяжёлых боев афганские военные сдали город Талукан – центр провинции Тахар. В понедельник начался решающий штурм главного оплота антиталибских сил – города Маазари-Шариф.
Остановить успешное наступление Талибана не в состоянии ни местные силы ополчения, ни армия Афганистана, ни даже США. В субботу-воскресенье два стратегических бомбардировщика В-52 американских ВВС совершили серию боевых вылетов, в ходе которых нанесли существенные потери наступающим отрядам талибов. Однако бомбардировки не внесли решающих изменений в расклад сил на линии фронта.
В воскресенье под контроль Талибана перешёл город Шеберган, в прошлом – один из центров сопротивления радикалам. Здесь базировался штаб армии маршала Абдул-Рашида Дустума – главного противника талибов в начале 2000-х годов. Боевики не только вынудили лояльное Дустуму ополчение отступить, но и захватили дворец маршала. В Сети появились фото талибов, которые примеряют парадные мундиры Дустума и делят его имущество.
После Шебергана талибы овладели городом Кундуз (60 км от границы с Таджикистаном), защитникам которого на протяжении июля-августа удавалось сдерживать силы противника. Местные источники сообщают, что в разгар городских боев ВВС США (по другой информации – это были самолеты ВВС Афганистана) нанесли удар по городскому рынку Кундуза. Вспыхнувший пожар отвлек силы защитников города и открыл «Талибану» дорогу в город.
Единственной преградой на пути боевиков остается город Маазари-Шариф, куда отступили правительственные афганские войска и отряды ополчения со всего севера Афганистана. В понедельник талибы начали атаку на город, активно применяя артиллерию и трофейную бронетехнику. Местные СМИ сообщают, что в боях за город принимает участие так называемый «кровавый отряд» – аналог спецназа в составе «Талибана». Боевики этого подразделения экипированы в военную форму пакистанского образца и зачастую вооружены лучше, чем правительственные афганские войска.
Таким образом, основные силы талибов сейчас занимают север страны, а именно районы вблизи границы с Таджикистаном и Узбекистаном. Проживающие в приграничных районах этнические таджики и узбеки всегда были не лояльны «Талибану», поэтому радикалы стремятся подавить возможное сопротивление в зародыше.
При этом радикалы заявляют, что несут местному населению освобождение и не планируют распространять свое влияние на соседние страны. Однако, как уверен военный эксперт Александр Михайловский, последние успехи «Талибана» – повод для самого серьезного беспокойства. Своим мнением специалист поделился с «МК».
– Вчера они выложили в Сеть ролик, снятый в Кундузе. Мол, жители занимаются своими обычными делами, ничего такого не происходит, люди наслаждаются миром под защитой «Талибана». И я даже готов в это поверить. На нынешнем этапе радикалы будут заигрывать с местным населением, даже делать всякие поблажки. Им сейчас нужен имидж внутри страны и на мировой арене. Закончат наступление на севере – пойдут на Кабул. А вот когда покончат с правительством – начнется самое интересное.
– Спецназ «Талибана» – это реальная сила?
– До недавнего времени считалось, что это больше понты. Но вот сейчас они вступили в бой и смяли правительственные части. Детали столкновения неизвестны, но факт, что закончилось оно в пользу талибов, а не обученных американцами спецов. У «Талибана» есть бронетанковые войска, артиллерия – теперь будет свой спецназ. Но я закончу мысль. Самое плохое начнется потом, когда пойдут этнические чистки, передел власти на местах. А он обязательно начнется. Это уже третье на моей памяти падение власти в Афганистане, и предыдущие два сразу после падения правительства оборачивались гражданской войной между победителями. И то, что сейчас всё как бы спокойно, – не должно вводить в заблуждение. Самое печальное начнется потом, и остановить этот процесс похоже никто уже не сможет.