МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Южная Осетия вспоминает «августовскую войну» 2008 года: обстрел начался ночью

Министр иностранных дел республики Дмитрий Медоев: «Акт о признании носит безотзывный характер»

В канун очередной годовщины «августовской войны» 2008 года семь западных стран потребовали от РФ «отозвать» признание независимости Южной Осетии и Абхазии. До сих пор обе республики остаются лишь «частично признанными»: кроме РФ, их почти никто не признал. Возможно ли, что Москва поддастся давлению и «сольет» своих закавказских протеже? Об этом мы поговорили с министром иностранных дел Южной Осетии Дмитрием Медоевым.

Республика Южная Осетия город Цхинвали. 2008 год Фото: Михаил Ковалев

- Дмитрий Николаевич, накануне очередной годовщины событий августа 2008 года несколько западных стран в совместном заявлении потребовали от России отозвать признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Его подписали шесть стран — членов СБ ООН: Эстония, Франция, Ирландия, Норвегия, Великобритания и США вместе с примкнувшей к ним Албанией. Группа стран осудила Россию за якобы «незаконное военное присутствие» в республиках. Как вы думаете, почему это заявление появилось именно сейчас и какие последствия оно будет иметь? Будет ли какая-то реакция на него со стороны Южной Осетии?

 - В Южной Осетии не осталось незамеченным, что данное заявление было приурочено к 13-й годовщине августовской агрессии Грузии против нашей Республики. Оно носит чисто популистский характер и не может быть никем всерьез воспринято. Подобные призывы звучат не впервые и, как правило, сопровождаются демагогическими рассуждениями о территориальной целостности, региональной безопасности, правах человека, беженцах и основополагающих демократических ценностях...

Странным образом эти грузино-американские ультиматумы поддерживаются странами, весьма далекими от региональных проблем.

Министерство иностранных дел нашей страны выступило с комментариями по этому поводу, где мы в очередной раз напомнили Грузии и ее друзьям, что признание Российской Федерацией государственного суверенитета Республики Южная Осетия и Республики Абхазия состоялось только после вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года, когда для уничтожения мирного населения и российских миротворцев Грузия развернула широкомасштабную армейскую операцию с применением средств массового поражения.

Что же касается признания государственной независимости Республики Южная Осетия, то всем друзьям Грузии пора уже знать, что этот акт носит безотзывный характер, поскольку за такими серьезными решениями стоит глубокий анализ и веские, четко выверенные в соответствие с международным правом аргументы.

- Расскажите о цели визита в Южную Осетию абхазского лидера Бжания. Это связано только с годовщиной августа 2008 или планируется обсуждение каких-то важных вопросов? Какие мероприятия запланированы? Будут ли подписаны какие-то документы, договора?

- Действительно, 6 августа начинается официальный визит президента Абхазии Аслана Бжания в Южную Осетию. Это его первый визит в качестве главы абхазского государства. Главная цель этого визита – участие высокой абхазской делегации в траурных мероприятиях, которые пройдут у нас 7-8 августа. Разумеется, будут и переговоры на высоком уровне и встречи членов делегации со своими югоосетинскими коллегами. Двусторонние отношения Южной Осетии и Абхазии имеют давнюю историю, позитивную динамику и носят братский характер.

- Президент РФ Владимир Путин в среду одобрил подписание соглашения о двойном гражданстве с Южной Осетией. В документе, в частности, отмечается, что "граждане одной стороны вправе без отказа от имеющегося у них гражданства этой стороны приобретать гражданство другой стороны". Я почему-то думала, что подобная практика существовала и раньше. Какое значение имеет это соглашение для жителей Южной Осетии? 

- В Южной Осетии функционирует специальная комиссия при президенте, куда обращаются граждане, желающие получить югоосетинское гражданство, есть и соответствующие законы и нормативные акты для соблюдения прав человека в этом важном вопросе. Соглашение между Россией и Южной Осетией об урегулировании вопросов двойного гражданства позволит расширить гражданские права, даст дополнительные социальные гарантии людям без отказа от имеющегося у них гражданства другой стороны. Это соглашение готовилось на протяжении нескольких последних лет и находилось на контроле руководителей наших стран, оно полностью согласовано компетентными органами сторон и готово к подписанию.

- Давайте вспомним август 2008 года. Расскажите об этих днях: где вас застали события, чем вы занимались? Что вы видели своими глазами? 

- Начало августа 2008 года запомнилось особым напряжением на границе Южной Осетии с Грузией. Постоянные провокации, одиночные обстрелы на фоне общей террористической активности. Уже к 7 августа число терактов в исполнении грузинских диверсантов перевалило за дюжину…

Я в то время был представителем Южной Осетии в Москве, где также мы чувствовали нарастающую напряженность. Так получилось, что именно на 8 августа была назначена моя пресс - конференция в Интерфаксе на эту тему, а вечером 7-го августа в 23:35 начался массированный ракетно-артиллерийский обстрел Цхинвала. Мне тут же позвонили с 1-го канала российского телевидения, и я просидел в прямом эфире до семи утра. Потом был Интерфакс и аэропорт Внуково, откуда я отбыл во Владикавказ и далее в Южную Осетию.

Даже сейчас трудно вспоминать пережитое в те дни. Отсутствие информации усугубляло мое состояние, тем более, что я ничего не знал о том, где мои друзья, соседи, родственники. Сын, который был в это время там, не выходил на связь. 9-го августа я уже был в своем доме, рядом с которым разорвалась 500-килограммовая авиабомба. Снесло крышу дома, выбило все двери и окна… Однако самым большим потрясением было увидеть родной город в огне – разрушенный, со следами уличных боев, но  непокоренный. Сына нашел в подвале республиканской больницы, туда свозились все раненые. Он оказался там с моим братом, раненным в голову. Цхинвал был основательно разрушен, но не сдался. Грузинские коммандос бежали еще вечером 8-го числа, 9 и 10 шла окончательная зачистка города. Мы потеряли много мирных граждан, солдат и офицеров нашей армии. В эти дни мы будем вспоминать всех, кто погиб тогда, защищая нашу землю. Низкий поклон солдатам и офицерам российской армии, сложившим головы в те августовские дни 2008 года.

- Дискуссия о тех событиях, как ни странно, идет до сих пор. Грузия настаивает, что имела место агрессия со стороны РФ. Что бы вы ответили Тбилиси на это? Какие на сегодняшний день существуют доказательства того, что агрессию начали именно грузины?

- Дискуссия идет только в головах самих участников и вдохновителей той авантюры. Всем остальным в мире давно достоверно известно, что войну начал преступный режим тогдашнего президента Грузии. Уже 3 сентября 2008 года была принята резолюция Европарламента по Грузии. В ней впервые в официальных документах ЕС ответственность за военное нападение на Южную Осетию была возложена на режим Саакашвили. А 30 сентября был обнародован итоговый доклад руководителя специальной комиссии Евросоюза Хайди Тальявини, весьма тщательно расследовавшей все обстоятельства войны августа 2008 года. Согласно выводам экспертов международной комиссии, боевые действия в августе 2008 года начали грузинские войска, они же первыми вошли на территорию Южной Осетии. Но это не интересно ни этим шести странам, ни «примкнувшей к ним Албании». Авторам данного заявления не интересны также многолетние обстрелы мирных югоосетинских граждан, тысячи смертей невинных людей, это не вызывает у них никакого осуждения, но, напротив, находит самую горячую поддержку. И это не простое незнание истоков и сути данного вопроса, это всего лишь принятая в последнее время практика двойных стандартов, используемая в качестве политического инструмента.

- Несмотря на усилия РФ на международной арене, Южная Осетия и Абхазия до сих пор остаются в изоляции. Каковы перспективы прорыва этой информационной и дипломатической блокады? Есть ли надежда на расширение круга признавших вашу независимость государств? Много ли у Южной Осетии сегодня друзей на международной арене? Какие активные международные контакты вы, как министр, поддерживаете? Расширяется ли круг этих контактов?

- Несомненно, такая работа ведется, даже пандемия не смогла остановить это движение. Мы будем продолжать эту работу, она входит в стратегию внешней политики нашей страны. Дальнейшее признание Республики обязательно будет. У Южной Осетии достаточно друзей в мире, контакты с которыми для нас в приоритете.

- Насколько защищена сегодня безопасность Южной Осетии? Исключаете ли вы повторение войны 2008 года?

- Исключение повторения войны, обеспечение безопасности населения – главная задача руководства Южной Осетии. Эти вопросы решаются совместно с военно-политическим руководством России - нашего главного союзника и стратегического партнера. В настоящее время сформировавшаяся договорно-правовая база двусторонних отношений позволяет говорить и о совместном оборонном пространстве наших стран. На это есть объективные причины - именно в эти дни, накануне 13-й годовщины августовской грузинской агрессии, в Грузии уже в десятый раз проходят многонациональные учения «Agile Spirit - 2021», в которых участвуют военнослужащие из Азербайджана, Великобритании, Германии, Грузии, Испании, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, США, Турции, Украины и Эстонии, в том числе около 1500 грузинских и 700 американских военнослужащих. Отрабатывают вопросы возвращения «оккупированных территорий», а точнее, варианты вооруженного захвата Южной Осетии. В Грузию доставлено большое количество самого современного вооружения и военной техники. И как мы знаем из опыта, все это останется в Грузии как «гуманитарная помощь».

- Существуют ли сегодня у Южной Осетии какие-то контакты с грузинской стороной?

- Женевские дискуссии – это единственная площадка, на которой проходят все встречи сторон несколько раз в году. Другого формата у нас нет.

- Каковы перспективы вступления Грузии в НАТО? Могут ли ее принять без Южной Осетии и Абхазии?

- Перспективы, конечно, есть, но они похожи на картинку, где перед носом осла хозяин держит привязанную морковку. Понятно, что такая «картинка» выгодна хозяину, тому, кто эту морковку держит в своих руках, он и определяет курс Грузии, который должен быть направлен против России.

- Довольны ли вы сегодня сотрудничеством с Москвой? Какую помощь РФ оказывает Республике?

- Наши отношения с Россией развиваются весьма динамично и в позитивном ключе. Мы чувствуем постоянное внимание к проблемам Южной Осетии. Это касается всех сфер взаимодействия. Эти отношения будут развиваться и дальше, несмотря на нежелание соседней страны и их заокеанских друзей. Наглядный пример - мы начали беседу с того, что готово к подписанию очередное югоосетино-российское соглашение, отмечу, что счет этим двусторонним договоренностям уже перевалил за сотню.

Никто не сможет заставить нас отказаться от построения суверенного, правового и демократического государства, равно как никто не сможет обязать Россию отозвать признание государственной независимости Южной Осетии.

Это уже сложившаяся аксиома.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах