В этих центрах в качестве специалистов по информационным атакам готовят в том числе десятки российских граждан. Для этого сначала изучают информационное пространство, отслеживают кто что пишет, из них выбирают подходящих и за стипендию приглашают на обучение. По словам Шойгу, выпускников таких центров «штампуют каждый квартал».
Более подробно об информационных центрах, используемых для пропагандистских атак, «МК» рассказал эксперт, ранее подробно занимавшийся этой проблематикой, капитан 1-го ранга запаса Владимир Гундаров:
— Американцы в принципе тратят большие деньги на информационную войну. На 2021 год на борьбу с Россией в этой сфере выделено $138 млн. В Евросоюзе аналогичной работой занята целевая оперативная рабочая группа East StratCom Европейской службы внешнеполитической деятельности (EEAS). Именно с её создания в апреле 2015 года начался информационный поход коллективного Запада против России.
Через год, в апреле 2016-го был сформирован Центр глобального взаимодействия при Госдепе США (Global Engagement Center, GEC). Он имеет в своём распоряжении ресурсы нескольких организаций и учреждений.
Партнёрами холдинга являются Оксфордский институт Интернета (Oxford Internet Institute) Оксфордского университета, Научно-исследовательский институт внешней политики (Foreign Policy Research Institute), Лаборатория цифровых судебно-медицинских исследований Атлантического совета (The Atlantic Council’s Digital Forensic Research Lab’s), независимая некоммерческая организация (НКО) EU Disinfo Lab, Агентства кибербезопасности и безопасности инфраструктуры (CISA) Министерства внутренней безопасности США, Агентство США по глобальным средствам массовой информации (в структуру USAGM входят: «Голос Америки», «Радио Свобода» и Ближневосточный вещательный центр – Middle East Broadcasting Center), трансатлантическая группа защиты национальной безопасности «Альянс за обеспечение демократии» (Alliance for Securing Democracy, ASD), редакция информационного бюллетеня Misinformation Review Гарвардского института государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди (Harvard Kennedy School, HKS), другие организации и средства массовой информации.
Вообще, начиная с 2017 года такие «центры» полезли, как грибы после дождя: в январе в Праге – Центр по борьбе с терроризмом и гибридными угрозами, в апреле в Варшаве – Центр анализа пропаганды и дезинформации, в том же месяце в Хельсинки – Европейский центр по борьбе с гибридными угрозами.
К работе финского центра присоединились Франция, Норвегия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Швеция, Германия, Эстония, Испания и США, а также службы НАТО и ЕС. Их работа сосредоточена, в частности, на поиске, идентификации, анализе и противодействии «российской дезинформации» в информационном пространстве стран-членов НАТО и ЕС.
В мае 2021 года к ним присоединился Киевский Центр противодействия дезинформации при Совете национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины. В нём будут работать 52 человека. Новый орган СНБО получил функции полноценной спецслужбы. Все эти центры ведут информационную борьбу с Россией, а теперь еще и с Белоруссией.