В ГСУ СК по Московской области трудится следователь по особо важным делам, майор юстиции Сергей Строителев. Именно ему часто достаются в производство сложнейшие (порой по итогу до 50 томов) дела по организованным преступным группам, наводящим страх на жителей Подмосковья. Сценарии преступлений во многом схожи — бандиты похищали жертв, иногда лишали жизни и параллельно вымогали ценности у родных.
Легко ли «расколоть» бандита и каковы особенности расследования уголовных дел по ОПГ? Об этом в интервью, приуроченном к профессиональному празднику сотрудника органа следствия, рассказал сам «важняк».
— В вашем производстве дело "ингушской банды" Тумгоевых. Об этой этнической группировке мало писали в прессе. Что банда собой представляла?
— В некотором роде это был семейный «бизнес». Из девяти человек, которые входили в преступную группу, пятеро из рода Тумгоевых— три родных брата, один двоюродный и еще один дальний родственник. Еще трое — земляки-ингуши, и «пришвартовался» к ним уроженец Дагестана. Все безработные. Орудовали на территории Московского региона с 2016 года.
— На чем они «специализировалась»?
— На похищениях людей, вымогательствах и разбоях. В принципе любой человек мог стать их жертвой. Пострадавшие из числа людей средней степени достатка. С них вымогали деньги, автомобили, драгоценности, а иных заставляли переписать недвижимость. Всего у этой банды 11 эпизодов. В том числе незаконный оборот оружия и разбои.
— Почему люди не сразу заявляли в полицию?
— Их запугивали, похищали, угрожали. Один из случаев произошел в Электростали. Пострадавшие — молодая пара, по 30 лет от роду, оба менеджеры. Сначала бандиты потребовали автомобиль и 300 тысяч рублей. Потом держали в плену на съемных квартирах, в конце концов отвезли к нотариусу для переоформления квартиры.
Другие жертвы этой банды — бизнесмены из Республики Беларусь, занимающиеся строительством, у которых похитили и вымогали деньги, ценности и дорогостоящие иностранные автомобили премиальных марок (BMW и Cadillac).
Нескольких подозреваемых задержали в сентябре 2017 года, остальных немного позже. Все, кроме одного, который умер в следственном изоляторе от передозировки наркотиков, находятся под стражей. Обвинительное заключение по этому делу в 21 томе. Ни один из участников банды не признался в преступлениях. Дело в настоящее время рассматривается в Московском областном суде.
— По вашему опыту часто разбойники дают признательные показания?
— Очень редко. Вину устанавливаем по совокупности доказательств: экспертизам, вещественным доказательствам, показаниям потерпевших и свидетелей, которых, как правило, берут под госзащиту.
— Недавно стало известно о новых эпизодах преступной деятельности банды Горлова—Леонова—Двинянина—Иванова, которые в 2000-е похищали зажиточных москвичей, вымогали миллионы у них и их родных, затем убивали жертв. Гангстеры были осуждены 4 года назад, но недавно вскрылось еще 13 совершенных ими преступлений. Коломенским городским судом Московской области Горлов и Иванов признаны виновными по всем пунктам обвинения, им назначено наказание в виде 22 и 19 лет лишения свободы соответственно. Возможно ли, что будут выявлены новые жертвы?
— После оглашения первого приговора, спустя некоторое время, была установлена причастность этих персонажей к пяти убийствам, три из которых сопряжены с похищением и вымогательством. Ранее не было достаточных доказательств, а теперь появились. К тому же один из членов этой банды в местах лишения свободы покаялся — он был этапирован, с ним проводилась следственная работа. Один из новых эпизодов — убийство соучастника Соловьева. Остальные жертвы — люди не медийные, обычные бизнесмены. У потерпевших вымогали денежные средства, причем очень крупные суммы — как миллион долларов, так и 4 миллионов евро. У этой банды была более серьезная подготовка, чем у ингушей, — слежка, конспирация. Всех жертв, кроме одной женщины, занимающей руководящий пост в нефтяной компании, которую почему-то отпустили, они убивали, даже после того как получали выкуп — когда полный, когда частичный. Члены банды Леонов и Двинянин знакомятся с материалами дела, планируется направление в суд. Вину они не признают. Чем серьезнее бандиты, тем сложнее с ними работать и получать доказательства.
— Возможно, это потому что в шайку входил экс-полицейский?
— Да, бывший оперативник Бушуев, который уже осужден. В полиции он занимался раскрытием преступлений, связанных с похищениями людей, а потом сам встал на криминальный путь. Исходя из полицейского опыта, Бушуев знал, как скрыть следы преступления, как конспирироваться. Средства связи эта банда использовала только по одному разу, зачастую в ход шли радиостанции.
— Как бандиты ведут себя на следственных действиях, как найти к ним подход?
— На меня не бросаются (шутит). А вообще процесс налаживания общения долгий. Так или иначе, к какому-то диалогу приходим.
— По Пушкинской ОПГ — в прошлом году был установлен дополнительный эпизод: убийство по приказу лидера ОПГ одного из активных членов банды и его водителя Как удалось это выяснить?
— Могу лишь сказать, что на данный момент арестованы четыре человека, которые обвиняются в убийстве трех человек, покушении на убийство, незаконном обороте оружия, вымогательстве, неправомерном завладении автомобилем. Все преступления прошлых лет — есть даже 1999 года. Это раньше участники ОПГ бегали, образно выражаясь, с пулеметами, а ныне они авторитетные бизнесмены, которые удерживают позиции за счет сплоченности и т.д. Задержанные считают себя невиновными. Это пока вся информация по этому делу – многие свидетели запуганы, их пришлось засекретить. Это мощная группировка, они чувствовали себя хозяевами Королева, Мытищинского, Сергиево-Посадского районов и части Ярославской области. У них были определенные знакомства в правоохранительных органах, что помогало в их преступной деятельности.
— Действуют ли в настоящее время в Московском регионе банды, о которых мы не знаем?
— Да, иначе я бы не работал.
— Вы в следствии уже 16 лет. Почему стали специализироваться на преступлениях организованных банд?
— Руководство поручает расследовать такие дела. Видимо, считают, что достаточно опыта. Само название нашего подразделения — 1-е Управление по расследованию особо важных дел — подразумевает, что дела сложные, с большим количеством лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, эпизодов и длительностью периода действия. Работа по ним проводится масштабная и очень серьезная. В тесном взаимодействии с оперативными подразделениями МВД и ФСБ стараемся, чтобы никто из злоумышленников не ушел от ответственности.
СПРАВКА «МК»:
За прошедший период 2021 года в производстве следователей ГСУ СК по Московской области находились уголовные дела в отношении 59 членов 4 организованных групп и 6 банд, среди которых 5 — этнические. Всего расследование идет по 105 эпизодам преступной деятельности, совершенных в период с 1999 по 2016 год.