Движение «Талибан» активно создает профессиональные вооруженные силы. Командование группировки старается превратить разрозненные отряды боевиков в единую военную силу с четкой иерархией и системой управления. Отряды боевиков активно вооружаются трофейной бронетехникой, взятой на складах афганской армии. В ближайшее время ожидается появление у «Талибана» собственных ВВС и бронетанковых соединений.
В ряды радикалов активно вливаются бывшие солдаты и офицеры афганской армии, полиции и правительственного ополчения, обученные инструкторами НАТО. Они готовят для «Талибана» пулеметчиков, снайперов, артиллеристов и механиков-водителей. За последний месяц в руки талибов попали тысячи единиц бронетехники, и теперь террористы активно стараются поставить их в строй.
Также в рядах «Талибана» действует подразделение специального назначения, известное как «красный», или «кровавый отряд». По своей экипировке и оснащению отряд не уступает подразделениям спецназа афганской армии, а в чем-то и существенно их превосходит. Не так давно в социальных сетях появился видеоролик с ночным нападением на блокпост армии Афганистана.
На видео, которое получило название «Вы не сдались и были уничтожены», «кровавый отряд» «Талибана» активно использует приборы ночного видения и тепловизоры для расстрела афганских военных. Те превращаются в живые мишени, поскольку не могут вести бой с противником в полной темноте.
Аналогичные видеоролики регулярно публикуются медиагруппой боевиков. В «Талибане» заявляют, что на вооружении отряда есть современное снайперское вооружение, беспилотники и современные системы связи.
Однако, как рассказал «МК» военный эксперт Степан Ильин, при своих многочисленных успехах «красный отряд» самостоятельно не сможет изменить баланс сил в афганской войне. По его мнению, у группы есть ряд изъянов, которые «Талибан» старается скрывать.
– Первое и главное – это численность. В этом отряде всего 100-200 боевиков. То есть, при всем желании, какой-то решающий перелом они внести не смогут. Есть видео, где, как утверждается, они атакуют блокпосты армейцев и расстреливают правительственных солдат, используя приборы ночного видения. Такие рейды успешны, да, но очень редки. И я вообще не уверен, что это «красные повязки», а не обычные талибы, захватившие у армии приборы ночного видения в качестве трофеев.
– То есть этот отряд – скорее элемент пропаганды, чем реальная военная сила?
– Это попытка талибов создать элитные отряды бойцов-смертников, по образцу арабских террористических группировок. Так называемые «ингимаси». Каких-то успехов они в этом отношении добились, но пока им до этого далеко. Больше шумихи и пропаганды, чем реальных военных успехов.
– Они могут реально противостоять спецназу афганской армии, который пока наносит талибам поражение за поражением?
– В армейском спецназе служат профессиональные солдаты, которые часто повязаны с правительством в Кабуле. Поэтому у них есть подготовка, снаряжение, какой-никакой боевой дух. За счет этого на общем фоне они выглядят куда более боеспособными, чем талибы и другие группировки. Но с другой стороны, этот армейский спецназ сдается в плен отрядами по 20-30 человек. У «Талибана» такого, по крайней мере, нет. Так что, может, они и окажутся сильнее в итоге.