Когда появились первые сообщения о принудительной посадке в Минске самолета Ryanair, в котором летел бывший редактор телеграм-канала Nexta Роман Протасевич со своей подругой, моей реакцией стало – негодование. Я представляла себе весь тот ужас, который испытали пассажиры – обычные, ни в чем не виноватые люди. Думаю, многие из них уже мысленно попрощались с родными и близкими. И все ради чего? Ради того чтобы задержать журналиста. То есть человека, единственным оружием которого было слово.
И тут приходит информация о том, что Протасевич воевал на Донбассе в составе неонацистского формирования «Азов». Первоначальным источником этой информации оказался белорусский Telegram-канал «Желтые сливы». И появилась она там еще 20 сентября 2020 года. То есть когда «белорусский майдан» был в самом разгаре. И у белорусских властей были веские основания для того, чтобы попробовать скомпрометировать его организаторов.
Я задала вопрос о Протасевиче активисту Евромайдана, журналисту Евгению Василькевичу, который сейчас просит политического убежища в Европе.
– Нельзя сказать, что я близко его знал, – сказал Евгений. – Но видел часто. Я видел его на Майдане, видел, как он был среди националистов, которые рушили памятник Ленину. В то время, когда я не по своей воле был агентом СБУ, документы по нему мне не попадались. Но о том, что он ездил в АТО, был в «Азове», знали практически все. Есть его многочисленные фотографии с символикой «Азова», подтверждающие это.
Был в «Азове» – но в каком качестве? Только в качестве журналиста, как утверждают сегодня сами отцы-командиры неонацистского бандформирования, ныне легализованного Аваковым в качестве полка МВД Украины, или же полноценного бойца? Точнее, карателя, убивавшего мирных жителей Донбасса во имя шизофренических идей основателя «Азова» – «Белого вождя» Андрея Билецкого?
Вот что сам лидер «Национального корпуса» написал о Протасевиче в «Украинской правде»: «Да, Роман действительно вместе с «Азовом» и другими военными частями боролся против оккупации Украины. Он был с нами в Широкино, где получил ранения. Но его оружием как журналиста был не автомат, а слово».
Эти откровения настолько красноречивы, что даже некоторые украинские издания написали, что Билецкий оказывает Протасевичу медвежью услугу. Даже если предположить, что он действительно автомата в руки не брал, то из его слов становится понятно, что Протасевич в «Азове» выполнял функции этакого «замполита» или «политрука». То есть не был обычным журналистом. Он был человеком, идейно близким к главарям «Азова», фактически их побратимом. В этом Билецкого поддержали и другие экс-командиры формирования.
Очень некстати для Протасевича всплыло и старое интервью в белорусском издании «Наша Нива», где некий боец с позывным «Ким» рассказывает о своем ранении и участии в боях. Боец говорит, что получил ранение 22 марта на передовой в Широкино. Рассказывает о своей службе в «Азове». Интервью было проиллюстрировано фотографией вооруженного боевика с затертым лицом. Сейчас в сети это фото циркулирует уже в ином виде. Лицо открыто, и видно, что это лицо Протасевича. Фейк, фотошоп? Нужна, конечно, экспертиза данных фотографий.
Пока нельзя со стопроцентной уверенностью говорить об участии Протасевича в реальных боях в рядах «Азова». Но даже если он был всего лишь бойцом информационного фронта, то все равно становится соучастником преступлений этого формирования. Идеологией которого, напомню, является не только неонацизм, но даже расизм.
Об этих преступлениях на днях рассказал в интервью «МК» перебежчик из СБУ Василий Прозоров. В частности, про знаменитую «библиотеку» в Мариупольском аэропорту, где побратимы Протасевича убивали и пытали людей. Знал ли об этих фактах Протасевич или его использовали как «полезного идиота», я не знаю. Но он в качестве пропагандиста эти преступления покрывал. А значит, так или иначе был их соучастником.
Читайте материал «Безумие» Лукашенко с самолетом стало операцией прикрытия для Путина