МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Военные моряки рассказали, почему крейсер «Петр Великий» называют убийцей подлодок

А также поведали о службе на воде и на суше

Атомный богатырь «Петр Великий» — самый крупный неавианесущий ударный боевой корабль в мире. Он предназначен для уничтожения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак подводных лодок и атак с воздуха в удаленных районах Мирового океана. «Петр Великий» четвертый по счету и единственный действующий атомный крейсер проекта 1144.2 «Орлан». На создание этого стального гиганта ушло долгих 12 лет. Он был заложен на стапелях Балтийского завода и спущен на воду 29 апреля 1989 года. Гордость переполняет сердце при одном лишь взгляде на этого исполина, а встречи с ним в открытых водах всегда предостерегают потенциальных недоброжелателей от необдуманных поступков.

Фото: Наталия Губернаторова

«Убийца лодок»

Три часа из Москвы в Североморск на борту Ан-148 в непринужденной беседе с коллегами пролетели практически незаметно. Журналистов, желающих запечатлеть силу и мощь атомного исполина, оказалось достаточно. В пресс-десант на главную базу Северного флота были приглашены около 60 представителей самых крупных мировых информагентств и телекомпаний.

Кольский полуостров встретил нас, прилетевших из цветущего московского мая, дождем со снегом, и уже на выходе из самолета я пожалела, что до сих пор не переобула кеды на что-то более подходящее по погоде. Май в Заполярье разительно отличался от столичного.

Не заметить корабль «Петр Великий» было просто невозможно. Этот стальной исполин серой глыбой возвышается над прочими кораблями, пришвартованными в североморском порту. Суровый и величественный, под стать арктическим морям.

Простому обывателю, далекому от кораблестроения, поистине не просто осознать, что эта громадина — творение рук человеческих. Только попробуйте представить корабль высотой почти с двадцатиэтажный дом и длиной в 250 метров. Внутри 49 коридоров общей протяженностью более 20 километров.

Мощное ядерное сердце крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла, а это 60 км в час. Для понимания: крейсер «Петр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150–200 тысяч жителей.

— Крейсер заложили в 1986 году, и изначально он именовался «Юрий Андропов», — рассказал офицер корабля капитан-лейтенант Александр Смирнов. — А в 1992 году указом президента Бориса Ельцина был переименован в «Петр Великий».

В 1996 году крейсер прошел ходовые испытания и совершил межфлотский переход из Балтики в главную базу Северного флота. А в 1998 году на крейсере был поднят Андреевский флаг как символ его принадлежности к ВМФ России. Экипаж корабля насчитывает более 730 человек и состоит исключительно из профессионалов — военнослужащих-контрактников.

— Вот прямо под нами, — офицер жестом руки указал на пол, — находится ангар, в котором размещаются три противолодочных вертолета. Кроме того, на юте по правому и по левому борту расположены установки «Кортик». Также отсюда мы можем наблюдать двуствольную артиллерийскую установку АК-130...

СПРАВКА «МК»

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, корректируемые авиабомбы, самолеты и вертолеты, малотоннажные корабли. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля, а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.

— Как часто крейсер выходит в море?

— По команде, — сказал как отрезал офицер. — Основных дальних походов было пять. В 2008 году корабль заходил во Францию, ЮАР, Ливию, Венесуэлу и Индию. В общей сложности провел в море полгода. В 2010-м был второй большой боевой поход. Корабль осуществлял переход на Тихоокеанский флот на совместные учения и помимо этого посетил порты Франции.

Фото: Наталия Губернаторова

В сентябре 2012 года «Петр Великий» осуществил первую арктическую разведку на Новосибирские острова. В 2013 году корабль выполнял задачи в Средиземном море. Основная задача — обеспечение безопасности вывоза химического оружия из Сирийской Арабской Республики. Было вывезено более миллиона тонн химического оружия.

Следующий поход — с 2016-го по февраль 2017 года — корабль выполнял задачи в Средиземном море, недалеко от Сирии, где наши ВКС участвовали в борьбе с запрещенной у нас террористической группировкой ИГИЛ. Естественно, поставленная задача была выполнена успешно.

— А в чем она заключалась?

— Если выражаться простым языком, в устрашении боевиков, демонстрации боевой мощи. Руководство высоко оценило профессионализм экипажа и представило всех к наградам.

В июле 2017 года корабль стал флагманом на первом в современной истории России главном военно-морском параде. После «Петр Великий», конечно же, выходил в море, но уже в штатном порядке.

— Какой самый длительный поход «Петра Великого» и сколько времени он может находиться в «автономке»?

— Семь месяцев — самый длительный поход. Автономность крейсера не ограничена. Если говорить про ограничения, то это касается продовольственных запасов. Они рассчитаны на 60 суток. Но их можно пополнить в порту.

— На крейсере есть какие-то свои особые традиции?

— Посвящение в моряки. Но это не только на нашем крейсере, она единая для всех новичков. Первый выход в море новоиспеченный боец должен выпить плафон морской воды...

Практически ощутив при этих словах вкус соленой жидкости, я невольно поморщилась. Это не осталось незамеченным для офицера.

— Ну а что вы скривились? — уже более шутливым тоном, но сохраняя серьезное выражение лица, поинтересовался он. — Традиция есть традиция. Прямо из фонарного плафона. Вода на глубине чистая, пить не страшно. Ну а то, что соленая по вкусу, так ты же морской офицер, вот и вода тебе морская.

— А между собой как моряки крейсер называют?

Офицер на мгновение задумался.

— Убийцей подлодок называют.

«Правильный путь»

Нас пригласили пройти на другую часть палубы для встречи с командиром крейсера. Капитан 2 ранга Артем Пономарев рассказал об истории флагманского крейсера, его предназначении и боевом оснащении. Звание капитана 2 ранга в «сухопутном» варианте приравнивается к подполковнику. Мне показалось, что командиру такого грозного корабля больше бы подошло звание адмирала. Но, видно, у Артема Пономарева все впереди.

— Крейсер «Петр Великий» может поражать крупные надводные цели и защищать крупные корабельные группировки от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания. Крейсер оснащен противокорабельным ракетным комплексом «Гранит», а также противовоздушным комплексом «Риф», автономной корабельной противовоздушной системой. Он имеет три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полетами вертолетов и систему опознавания «свой-чужой». В 2013 году впервые в истории Военно-морского флота страны президент Владимир Путин наградил крейсер орденом Нахимова.

Фото: Наталия Губернаторова

После выступления командира крейсера у журналистов было немного времени, чтобы задать вопросы и сделать фото. Я решила продолжить диалог с Александром Смирновым.

— Вам здесь не скучно служить?

— Нам особо некогда скучать. Задач много. Службу несем в три смены: одна на боевом посту, две выполняют иные задачи или отдыхают. У нас тут все условия для досуга есть: две бани, тренажерные залы, библиотека, бильярд. Свой медицинский блок с лазаретом и операционной.

— А вы нам покажете? — оживилась моя коллега.

— Нет, — улыбнулся офицер. — К сожалению, это не предусмотрено.

— А такие условия для военнослужащих на всех крейсерах или только у вас?

— Приблизительно у всех одинаковые. Зависит, конечно, от ранга корабля, габаритов. Длительное время вдали от дома все переносят по-разному, поэтому надо создать максимальные условия, чтобы человеку было комфортно и чтобы отвлечься мог. Офицеры и мичманы живут по два человека в каюте, матросы в кубриках приблизительно по десять человек. У нас даже домашние животные есть. Кошки вот поселились. Не знаю, откуда взялись, но им корабельная жизнь по душе. Не уходят.

— Кошки? — удивилась я. — А правда говорят, что они чувствуют приближение шторма?

— Не знаю, что там кошки чувствуют, — рассмеялся офицер, — у нас штурман хорошо все «чувствует». А вообще бывает, что и из дома приходится питомца с собой брать. Семья, предположим, уехала куда-то, а тебе в море. Так что общением с братьями нашими меньшими мы здесь не обделены.

— А кормят на корабле вкусно? На праздники или дни рождения готовят что-то особенное?

— Ну а как же. И стол праздничный, и торты пекут для именинников. А вообще, хорошо кормят, вкусно и разнообразно. Все необходимое в рационе есть, и фрукты свежие и овощи. У нас на крейсере пять столовых: одна офицерская, одна для мичманов и три для матросов.

— Как вы попали на флот?

— У меня дед служил на Северном флоте, так что я, можно сказать, потомственный офицер.

— Тогда скажите как потомственный офицер, что самое сложное в вашей службе?

— Не отвечу. Мне кажется, если при выполнении поставленной задачи начинаешь жаловаться — значит, ты выбрал не тот путь. Я считаю, что для себя выбрал именно тот, правильный путь.

— Ну а как же разлука с семьей? Это же тяжело. Муж по полгода в море, жена — дома.

— Жены разные. Кто-то понимает, кто-то нет. Я вот свою супругу сразу предупредил.

— И как? Поняла?

— Ну, раз до сих пор вместе, значит, поняла, — заулыбался офицер.

Наш диалог прервался приглашением спуститься в зал, где перед журналистами выступил командующий Северным флотом, Герой Российской Федерации адмирал Александр Моисеев. Он рассказал о роли Северного флота в решении задач по обороноспособности нашей страны. Особо подчеркнул, что защита национальных интересов России в высоких широтах сейчас в приоритете, поскольку в последнее время наблюдается рост активности вооруженных сил иностранных государств в арктической зоне. По словам адмирала, все эти действия носят «провокационный характер».

Журналистам в Североморске показали атомный крейсер "Петр Великий": яркие кадры

Смотрите фотогалерею по теме

После выступления командующего всех участников пресс-тура пригласили в офицерскую столовую, где нам представилась возможность лично попробовать меню военных моряков.

Стоит признать, что офицеры ничуть не преувеличивали, когда с гордостью рассказывали о кулинарных способностях корабельных коков. Как говорится, и первое, и второе, и компот — все было очень вкусно.

Впереди нас ждала вторая часть арктического пресс-тура — Земля Франца-Иосифа.

Москва-Североморск-Москва.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах