Несмотря на поднятую шумиху, происшествие с самолетом Ryanair не является эксклюзивным в истории международных авиаперевозок. Например, в 2013 году ЦРУ потребовало посадить самолет президент Боливии Эво Моралеса в Вене, потому что американцы считали, что на борту может находиться Эдвард Сноуден. При этом власти Франции, Португалии, Италии и Испании отказали в воздушном коридоре президентскому самолету, за что потом извинялись.
Через 3 года после этого уже Украина при помощи своих истребителей заставила развернуться пассажирский самолет «Белавиа». Поводом для принудительной посадки в Киеве стало сообщение о возможной угрозе национальной безопасности Украины. Силовики подозревали, что у армянского блогера Армена Мартиросяна, летевшего на самолете, могла быть при себе флешка с секретной информацией. Ничего подобного у него не оказалось, поэтому после допроса мужчину отпустили.
Уже после задержания Протасевича символ белорусского сопротивления режиму Лукашенко Светлана Тихановская заявила, что недавно тоже летела через территорию республики. В связи с этим многие задаются вопросом, почему сотрудники КГБ не задержали ее, а выбрали своей жертвой бывшего редактора телеграм-канала Nexta (с суммарным охватом аудитории в 8 миллионов человек), который теперь руководит каналом «Беларусь головного мозга» (аудитория в 2,4 миллиона человек). При этом действующий главный редактор Nexta Степан Путило остается на свободе.
Путило и Протасевич разругались в сентябре 2020 года: тогда первому было 22 года, а второму 25 лет. Протасевич признавался, что его товарищ, который был основателем канала, зазнался, и их взгляды на развитие ресурса разошлись. В свою очередь Путило отрицал наличие конфликта.
Возможно, конфликт Протасевича с Путило можно объяснить и через степень их радикальности. Например, Протасевич работал в пресс-службе украинского батальона «Азов», являющегося одним из самых экстремистских подразделений Киева на Донбассе. Кроме того, он принимал участие в разрушении памятников Ленину на Украине. То есть он явно на стороне радикалов.
В биографии Путило ничего подобного нет. Зато незадолго до их расставания в социальных сетях появился слух о том, что 22-летний основатель Nexta может сотрудничать с КГБ. Телеграм-канал якобы не координирует действия оппозиции, а сливает силовикам планы противников Лукашенко.
Можно предположить, что подобный «слив» был уловкой КГБ, чтобы посеять подозрения в команде противников президента Белоруссии. С другой стороны, в одном из интервью Путило проговорился о своем конфликте с Протасевичем из-за материала с участием премьер-министра Польши. По мнению Протасевича, материал нельзя было публиковать, потому что глава иностранного правительства наговорил такое, что на следующий день Россия должна была бы вводить в Белоруссию свои войска. При этом Путило не увидел в словах премьера ничего предосудительного.
Протасевич попросил политическое убежище в Польше еще в 2019 году после того, как при попытке покинуть страну задержали другого его товарища по Nexta - Владимира Чуденцова. Мужчине на границе подкинули полграмма марихуаны и посадили на 6,5 лет в тюрьму. Кроме того, в феврале 2021 года белорусские власти направили в Польшу запрос с требованием об экстрадиции Протасевича. Однако журналист заявил, что давно покинул страну и теперь проживает в другом месте.
Оппозиционный белорусский политолог Дмитрий Болкунец рассказал «МК», как он сам недавно уходил от белорусского КГБ.
- Когда я пару месяцев назад покидал Россию на фоне предупреждений о моем скором задержании белорусскими спецслужбами, я решил выбрать самолет, который летел в Польшу через Стамбул, а не через Минск. Многие мои знакомые тогда смеялись над моим решением, а я абсолютно серьезно объяснял им, что Лукашенко может ради меня поднять в воздух истребители. Теперь им уже не до смеха.
Может быть несколько причин, по которым схватили именно Протасевича, а не кого-то другого. Например, у Тихановской могли в последней момент сменить самолет, и белорусские спецслужбы просто не успели отреагировать. Или же она показалась Лукашенко слишком тяжеловесной фигурой. А Протасевича выбрали по той причине, что вскрыли его личные переписки, знали график его перемещений...
Задержание специально организовали таким образом, чтобы запугать эмиграцию. Спецслужбы как бы сделали заявление: «Мы в состоянии поймать кого угодно». И перспективы у Протасевича самые печальные. Он будет сидеть в тюрьме.
Читайте материал «Генерал ФСБ о перехвате самолета Ryanair: «Овчинка выделки не стоит»