На сайте нашей Госдумы можно прочитать, что «физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, может быть признан гражданин, который осуществляет на территории РФ в интересах другого государства политическую деятельность». Как понять, что человек работает в интересах другого государства? «Гражданин должен получать на свою деятельность поддержку из-за рубежа – финансовую, материальную или организационно-методическую». Вот прислала тебе теща из Литвы на новый год кроссовки в подарок, а ты в них не в спортзал, а на митинг сходил – осуществил, так сказать, политическую деятельность с зарубежной помощью. Всё – добро пожаловать в клуб.
Конечно, всё это направлено «на усиление безопасности и защиту суверенитета России»: «физлица, выполняющие функции иноагентов, не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе». Смысл простой: связан с заграницей и занимаешься политикой – ты иноагент, не можешь отстаивать национальные интересы, находясь под заграничным влиянием. Ну, и правильно.
Но тут возникает логичный вопрос – а вот дом на озере Комо или квартирка на Солнечном берегу, это как? Связь с заграницей или нет? Родина там, где твой дом? Будет, например, человек отстаивать интересы России в конфликте с НАТО, если у него в стране НАТО вилла в собственности? Это ведь не кроссовки в подарок, посерьезнее история. А если этот владелец недвижимости прямо в этот момент на госслужбе или депутат?
Вот на этом моменте и становится неловко.
Потому что господин Крашенинников считает, что не нужно запрещать чиновникам владеть недвижимостью за рубежом, так как большая часть недвижимости находится в бывших республиках СССР. «Мы совсем недавно пережили трагедию, связанную с распадом Советского Союза. У нас семьи разорваны. И у нас самое большее количество недвижимости за рубежом именно в странах СНГ, а не в Великобритании, США и Испании», — сердобольно пояснил Крашенинников.
Можно даже не вспоминать, что часть бывших республик СССР сейчас занимают, мягко говоря, русофобскую позицию. Можно просто посмотреть декларации депутатов. И вот из них следует, что депутаты Госдумы РФ и члены их семей задекларировали в 2020 году жилые дома в Италии и Великобритании, квартиры в Испании, Болгарии, Латвии, Швейцарии, на Кипре, и даже половину хутора (интересно, с крепостными, али как?) в Финляндии.
Коллега Крашенинникова «по законодательству и госстроительству» из Совета Федерации Андрей Клишас (вместе Конституцию правили) владеет пятью сотками в Швейцарии и домом на них. А сенатор от Тульской области Дмитрий Савельев - жилым домом в Великобритании площадью под 500 квадратных метров.
Но это еще не весь диссонанс. Пресс-секретарь Дмитрий Песков, тот вообще почему-то считает, что российским высокопоставленным чиновникам запрещено иметь за рубежом какую-либо недвижимость: «Если у них есть там недвижимость, то, значит, они не высокопоставленные чиновники». Губернатор – это высокопоставленный чиновник или нет? Вот, например, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, не стесняясь, говорит: «С 2008 года я владею домом в Испании - это небольшой таунхаус. Он задекларирован, ничего скрытного нет».
У российских чиновников, по опубликованным в конце 2019 года данным, нашли 6 тысяч объектов недвижимости за рубежом. И это не расследование было, а просто изучение их деклараций. Собственностью они владеют практически по всему миру — от стран ближнего зарубежья до государств Латинской Америки.
Я не психиатр, но это бред какой-то: пять рублей от родственника из-за границы для политически активного гражданина – он иноагент, заграничная недвижимость у депутата или чиновника – он не иноагент. Оруэлл со своим двоемыслием – мальчишка просто…
Сил нет терпеть происки иноагентов. Давайте всё же разберемся.