С середины апреля главы России и Украины приглашают друг друга на переговоры. Сначала Зеленский звал Путина на Донбасс, чтобы там обсудить урегулирование конфликта на востоке Украины. В ответ президент России позвал его в Москву, чтобы поговорить об отношениях с Украиной. При этом тему Донбасса Путин предложил обговаривать не с ним, а с непосредственными участниками конфликта: ДНР и ЛНР. Лидеры самопровозглашенных республик Денис Пушилин и Леонид Пасечник немедленно записали видеообращение, в котором изъявили желание встретиться с Зеленским в зоне конфликта.
Замглавы администрации президента России Дмитрий Козак тоже предложил советникам глав «нормандской четверки» провести следующую встречу на Донбассе. Причем участвовать в ней также должны были представители ДНР и ЛНР. По словам Козака, такой подход может повысить эффективность переговоров в части соблюдения режима прекращения огня.
Как следует из слов Зеленского, ничто из вышеперечисленного его не устраивает. Зато он бы хотел расширить «нормандскую четверку» до «семерки», включив туда США, Канаду и Великобританию. Впрочем, в Кремле тоже не намерены делать уступок. Комментируя слова Зеленского, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что изменить Минские соглашения возможно только через прекращение их существования, а этого быть не может.
По мнению украинского политолога Алексея Якубина, которое он изложил «МК», официальный Киев недоволен нынешними Минскими соглашениями, потому что, с одной стороны, хочет заручиться поддержкой радикалов, а с другой - действительно верит, что с 2014 года ситуация изменилась для него в лучшую сторону, и это должно быть зафиксировано на бумаге.
«В Киеве полагают, что Минские соглашения были подписаны в результате поражения украинской армии, которая в 2014-15 годах была слабой и обескровленной, - отмечает Якубин. - С тех пор была проделана большая работа, и теперь вооруженные силы страны намного увереннее себя чувствуют. Но проблема в том, что в 2014 году стороны конфликта не на словах, а на деле выяснили, чья армия сильнее. Соответственно, если украинские власти хотят «уточнить» «Минские соглашения» в свою пользу, может так получиться, что опять придется развязывать войну. Проблема в том, что никто не может дать Киеву гарантию победы, а значит новые «Минские соглашения» могут оказаться еще хуже предыдущих. И это при том, что нынешние договоренности являются результатом компромисса, а не «хотелками» одной из сторон конфликта. Удивительно, что Зеленский, являясь действующим президентом Украины, предлагает только переписать или выкинуть Минские соглашения, хотя еще можно попробовать их выполнить, что он и обещал сделать на саммите «нормандской четверки» в Париже в 2019 году»
Глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов заявил «МК», что слова Зеленского звучат странно: «Он произносит слова, которые никакого отношения к реальности не имеют. Во-первых, против расширения «нормандской четверки» выступают Россия, которой ни к чему усиление на переговорах антироссийских настроений. С таким же успехом Москва может позвать Белоруссию, Сирию и Венесуэлу.
Во-вторых, против расширения «нормандской четверки» выступает не только Россия, но и Германия, и даже США. Особенно удивляет, что Зеленский позволяет себе подобные заявления, представляя ситуацию таким образом, что встреча с Путиным — решенное дело и осталось только выбрать место. Все это недостойно президента Украины. Кроме того, непонятно, каким образом участие Вашингтона в «нормандском формате» должно помочь урегулированию конфликта на Донбассе. Ранее Россия и США вели переговоры на уровне советников президентов, а еще раньше был Женевский формат, который в мае 2014 года завершился абсолютно бессмысленной декларацией», - заявил эксперт.
Что касается участия в переговорах ДНР и ЛНР, то, по мнению Денисова, исключить их из процесса мирного урегулирования конфликта не получится по чисто техническим причинам. «Например, летом 2020 года в Луганской области полыхали лесные пожары. Чтобы справиться со стихией украинским властям пришлось вступить в переговоры с руководством ЛНР. Стороны нашли общий язык и пожар был потушен. То есть речь не о том, насколько плохие или хорошие люди возглавляют эти образования. Главное, что они объективно существуют и с ними нужно взаимодействовать. В политической плоскости сегодня Киев не хочет этим заниматься, и его можно понять. Но в остальных сферах — экономика, гуманитарка и так далее — диалог необходим», - подчеркивает Глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии.
Сомневается в эффективности выбранного Зеленским курса и директор украинского Центра исследований международных отношений Николай Капитоненко. «Зеленский исходит из того, что в нынешних условиях процесс урегулирования конфликта не получается сдвинуть с мертвой точки. В связи с этим он пробует выдвигать новые идеи. Можно было бы вспомнить, например, о миротворцах, но он решил сформировать собственную повестку. Однако действия Зеленского не выглядят как продуманный план, скорее это сбор реакций международного сообщества. В частности, «нормандский формат» состоит из посредников в конфликте на Донбассе, и его не получится превратить в место, где Запад будет давить на Россию. Кроме того, сегодня вряд ли вообще какой-то посреднический формат будет эффективен. Сначала нужно добиться подвижек в отношениях между Москвой и Киевом», - заявил «МК» Капитоненко.
По словам эксперта, в принципе, личная встреча Путина с Зеленским будет полезна для урегулирования конфликта на Донбассе, и украинцам не нужно ее бояться. Вместе с тем, обсуждение возможной встречи проходит в такой обстановке, что больше напоминает «троллинг», чем попытку организовать диалог.
Однако Капитоненко считает бессмысленным предложение провести переговоры между Зеленским и лидерами провозглашенных республик Донбасса: «Не только Зеленский, а вообще любой президент Украины не станет встречаться с главами ДНР и ЛНР. Во-первых, подавляющее большинство украинцев выступают против такой встречи. Во-вторых, непонятно, ради чего им встречаться. Донецк и Луганск не обладают субъектностью. Собственной легитимности и ресурсов для самостоятельно существования у них тоже нет. Кроме того, с Донецком и Луганском невозможно договориться ни о чем, с чем бы была несогласна Москва. Соответственно, нужно говорить с Россией, благодаря которым они существуют»