Вопрос о признании Америкой трагических событий, произошедших с армянами в Османской империи, считается одним из основных во внешней политике Вашингтона по отношению сразу к двум странам – Армении и Турции. Именно поэтому каждый президент США вынужден был выражать свою четкую позицию. Разброс был большой: от открытого призыва не признавать массовые убийства армян геноцидом до использования термина «Мец егерн» («Великое злодеяние»), как трагедию называют сами армяне.
Исходной точкой стоит считать президентство республиканца Джорджа Буша-младшего, которой правил Америкой с 2001 по 2008 годы. Он последовательно отстаивал союз с Турцией и призывал законодателей не принимать резолюцию о геноциде, которая «нанесет большой вред отношениям США и Турции». За это Буш подвергался резкой критике: так, пытавшийся принять участие в президентских выборах 2004 года демократ Ховард Дин призвал официально признать геноцид армян и поделился мнением, что это не сделано лишь из-за противодействия республиканца.
В 2008 году потенциальный преемник Буша-младшего Джон Маккейн потерпел сокрушительное поражение на президентских выборах, и президентом стал демократ Барак Обама.
Во время своей избирательной кампании Барак Обама твердо и четко пообещал, что на посту президента он признает геноцид армян. Впрочем, за все 8 лет у власти первый темнокожий президент так и не выполнил своего обещания. Он нашел красивый выход, как одновременно и не разозлить Турцию, и не обидеть Армению. Обама стал первым, кто назвал трагические события 1915 года «Мец егерн»: это большой шаг вперед для армянского сообщества Америки, но все еще не официальное признание геноцида.
Многие армяне опасались, что победивший на выборах 2016 года Дональд Трамп вернется к практике Джорджа Буша и станет агитировать против официального признания трагедии начала XX века геноцидом. Но несмотря на то, что Трамп не давал никаких обещаний армянской общине, он решил не вносить никаких изменений в наметившийся курс: 45-й президент сохранял нейтралитет по отношению к этому вопросу, а в официальных декларациях использовал термин «Мец егерн», избегая однозначного ответа на вопрос про геноцид.
После победы Джо Байдена на выборах 2020 года расклад снова изменился. Байден на протяжении без малого полувека работы сенатором выстроил очень надежные связи с армянами и не раз голосовал в интересах именно этого государства. Он голосовал за принятие «антиазербайджанской» 907-й поправки, а также не раз призывал выделять больше средств на помощь Армении в целом и, что еще более примечательно, Нагорному Карабаху.
Во время своей избирательной кампании Джозеф Байден напрямую пообещал признать геноцид армян. Кандидат от Демпартии обещал, что он «признает геноцид армян и сделает всеобщие права человека главным приоритетом для своей администрации, чтобы такая трагедия никогда больше не повторилась».
Скорее всего, если Джо Байден действительно может решиться на такой шаг, он приурочит это ко Дню памяти геноцида армян. Именно поэтому его речи с большой тревогой ждут как в Ереване, так и в Анкаре.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на этой неделе хоть и заявил, что Турция «не обеспокоена» каким-либо решением Вашингтона, но в то же время пообещал, что такой шаг будет встречен жесткой реакцией.
«Если Соединенные Штаты хотят, чтобы наши отношения ухудшились, это их дело», – сказал Чавушоглу.
Посол Армении в США Варужан Нерсисян выразил надежду, что американский лидер сдержит свое предвыборное обещание. Его поддержал исполнительный директор Армянского национального комитета Америки Арам Амбарян, который напомнил, что, несмотря на все обещания, Анкара оказалась «не таким уж хорошим другом» для Вашингтона.
Впрочем, давление на Байдена пытаются оказывать не только турки и армяне. Более 100 конгрессменов, причем представители обеих партий, поддержали резолюцию, призывающую признать катастрофу 1915 года геноцидом. Список возглавил один самых влиятельных демократов Палаты представителей Адам Шифф, который в свое время курировал процесс по импичменту Трампа.
Пока текст итогового выступления Байдена остается загадкой. Заокеанские СМИ наперебой утверждают, что слово «геноцид» прозвучит в его речи, но спикер Белого дома Джен Псаки не стала подтверждать или опровергать эту информацию.
Но вне зависимости от того, прозвучит слово «геноцид» в словах Байдена или нет, это решение будет политическим. А вот его вектор сейчас знает только 46-й президент США.