Крым, как место проведения показательного финального этапа учений, которые в эти дни проходят по всей России — от Балтики до Курил и от Крыма до Арктики, выбрано наверняка не случайно. Украинские войска некоторое время назад начали концентрироваться севернее Перекопа. Подтянулось НАТО, демонстрируя поддержку Киеву, который военным путем хотел бы вернуть не только Донбасс, но и Крым. И это как раз тот случай, когда хотеть — вредно.
На совещании по итогам действий войск Южного военного округа Сергей Шойгу об этом сказал так: «В данном регионе значительно повышается военная активность НАТО, усиливается разведывательная деятельность, увеличиваются интенсивность и масштабы мероприятий оперативной подготовки».
Что фиксируют наши штабы? Идет переброска сил НАТО в район предстоящих учений Defender Europe 2021. В Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии (все бывшие члены Варшавского Договора, «союзнички») созданы координационные центры. Они обеспечивают доставку войск и грузов.
Одна из основных коалиционных группировок НАТО развертывается как раз в Причерноморье, вблизи Крыма. Для чего? Возможно, чтобы создать напряженность на наших южных границах, посеять страх. Но тем, кому довелось вблизи увидеть действия наших войск на полигоне Опук, сразу поймет: эти натовские планы — пустые хлопоты.
—Учение двустороннее, межвидовое, — поясняет ведущий российский военный эксперт Виктор Мураховский, также присутствующий на этих маневрах. — Очень удобно: одна часть войск отрабатывает противодесантную оборону, а другая всеми силами старается эту оборону прорвать. И те, и другие навыки войскам необходимы. Тот, кто делает ставку только на оборону — войну обычно проигрывает. Примеров в истории много. Наступать тоже надо уметь.
Боевые навыки войска отрабатывают на полигоне Опук, который находится на диком, не курортном побережье Крыма. До Феодосии— 60 км, до Керчи — 40. Размеры (по фронту – 30 км, в глубину – 15 км) позволяют полноценно отрабатывать операции войск, сил ПВО, флота и авиации. На побережье можно высадить до двух батальонов морпехов с боевыми машинами. Свои возможности могут показать вертолеты и самолеты оперативно-тактической и фронтовой авиации. Для них на днях в этом районе специально было закрыто воздушное пространство до высот в 19000 метров.
Добираться до мыса Опук пришлось «с пересадкой»: из Москвы — в Анапу военным бортом Ан-148-100 — последним символом российско-украинской авиационной кооперации, который наши мудрые военные успели-таки закупить вместо «Суперджета», который им всеми силами пытались впихнуть. А затем из Анапы — на крымский полигон еще минут 40 над морем на военном вертолете Ми-8. Благо погода не помешала.
К утру 22 апреля сюда начали стягиваться силы Черноморского флота и корабли Каспийской флотилии, совершившие недавно 9-дневный переход по Волго-Донскому каналу. Морская пехота использовала большие десантные корабли и десантные катера.
На берегу развернули береговые противокорабельные ракетные комплексы, а также зенитные комплексы разной дальности.
Итак, на захват побережья двинулась армада десантных кораблей и катеров. Позиции обороняющихся атаковали самолеты, вертолеты, ракеты, беспилотники. Удар на берегу отражали расчеты зенитных ракетных комплексов «Бук-М3», «Тор-М2», переносных зенитных комплексов «Игла-С», зенитно-ракетных установок «Тунгуска». Работали, как сказали военные, по средствам воздушного нападения противника на малых и средних высотах и дальностях от 2 до 70 км.
С берега, в свою очередь, атаковали приближающиеся корабли десанта. Моряки защищали свои корабли зенитно-ракетными комплексами «Оса-МА» и средствами радиоэлектронной борьбы, которые ставили помехи и создавали ложные цели. Надо полагать, отбились и открыли артиллерийский огонь для прикрытия десанта. Била крупная артиллерия фрегатов новой серии «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен».
Плавающие транспортеры ПТС-2 начали устанавливать противодесантные минно-взрывные заграждения на мелководье.
К этому времени обе стороны получили авиационную поддержку. Многоцелевые истребители Су-30СМ, бомбардировщики Су-24М и Су-34 нанесли авиаудар по морским мишеням — читай кораблям противника — с рубежа 100 км.
В свою очередь, на поддержку десанта были брошены штурмовики Су-25 и Су-25СМ3. Кроме того, задействовали корабли непосредственной огневой поддержки — малые ракетные корабли «Вышний Волочек» и «Грайворон» Каспийской флотилии, ракетные катера «Ивановец», «Набережные Челны» и «Р-109» Черноморского флота. Они подавили вновь выявленные огневые средства противодесантной обороны.
Четыре тральщика подрывом минных заграждений проделали проходы для десантных кораблей.
Вертолеты морской авиации Ка-27ПС и Ка-29ТБ высадили группы разграждения со средствами разминирования. Их сопровождали патрульные катера «Раптор» и быстроходные лодки БЛ-680 с морскими штурмовыми группами.
Море огня на вражеских позициях образовалось после авиационного удара самолетов фронтовой авиации.
В свою очередь, береговые силы сопротивлялись, открыв артиллерийский огонь по десанту и использовав дымовые завесы. Били мощные орудия самоходок 2С3 «Акация», 2С19 и 2С19М1 «Мста-С», реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган»7 Использовали высокоточные артиллерийские боеприпасы «Краснополь» .
Обороняющиеся стреляли из танков на большую дальность, поражали быстроходные морские цели противотанковыми управляемыми ракетами комплексов «Хризантема». Реактивные системы залпового огня «Торнадо-Г» били практически прямой наводкой по десантным кораблям и катерам.
Выглядело все это впечатляюще. Айвазовский, будь он жив, наверняка вдохновился бы увиденным.
В это время 16 транспортно-десантных вертолетов Ми-8АМТШ при поддержке боевых ударных вертолетов Ми-24 высадили два мотострелковых подразделения в глубине обороняющихся войск. Подразделения бригады морской пехоты на вертолетах Ми-8АМТШ при поддержке боевых ударных вертолетов Ми-35 высадились на побережье. Так они поддержали высадку передового отряда морского десанта — роты морпехов — на десантных катерах.
Морской десант на необорудованное побережье высаживали способом «корабль – берег» пять больших десантных кораблей Черноморского и Северного флотов. Морпехи проделывали проходы в минно-взрывных заграждениях самоходными реактивными установками разминирования УР-77. Их поддержвали вертолеты армейской авиации и артиллерия. В итоге плацдарм был захвачен, морепхи пошли в наступление.
Следом началась выброска воздушного десанта ВДВ. 40 военно-транспортных самолетов Ил-76 сбросили в район воздушно-морской операции 2 тысячи десантников и 60 боевых машин. До выброски самолеты, взлетавшие с разных аэродромов, пролетели от 500 до 1500 км.
Всего на маневры было привлечено свыше десяти тысяч военнослужащих, более 40 кораблей и катеров, 20 судов обеспечения, до 200 самолетов, вертолетов и беспилотников.
Учение завершилось с результатом, который устроил Шойгу. Он похвалил войска и объявил учения в рамках весенней итоговой проверку завершенными. Но тут же призвал командиров и штабы быть в полной готовности и внимательно следить за тем, что делает возле наших границ НАТО.
Надо понимать, что войска показали, что могут свое побережье защитить от вражеского десанта, но если потребуется какое-то побережье освободить — будет сделано!
Крым, полигон Опук.