Новая администрация США продолжает сокращать группу войск, дислоцированную в странах Ближнего Востока и центральной Азии. Ранее стало известно о том, что Пентагон выводит контингент из Саудовской Аравии, а также сокращает группировку кораблей в Персидском заливе. Об этом заявил президент США Джо Байден.
На неделе президент также анонсировал полный вывод войск из Афганистана. Войска должны покинуть страну к 11 сентября. Ряд скептиков раскритиковали выбор даты для такого исторического события. Вывод войск должен завершиться в 20-ю годовщину теракта 11 сентября 2001 года. Именно после этого события США ввели свои войска в Афганистан с целью борьбы с международным терроризмом.
Теперь же Белый Дом намерен заключить мир с движением “Талибан”, которое обязуется легализовать свой статус и примириться с правительством Афганистана. По плану мирного урегулирования, талибы частично сложат оружие и будут участвовать в парламентских выборах как легальная политическая сила.
Решение о выводе американских войск вызывает обеспокоенность в странах, которые граничат с Афганистаном. Их власти опасаются того, что с выводом сил США и НАТО в Афганистане к власти могут прийти исламистские радикалы, что грозит началом целой серии войн. Как отметил в разговоре с “МК” военный эксперт Алексей Леонков, угроза активизации террористов в Афганистане вполне реальна, однако в России готовы к такому развитию событий:
– Идея о выводе войск из Афганистана принадлежит вообще-то Трампу. Но ему этого сделать не дали. А Байдену сейчас нужны очки популярности. Ведь в США многие недовольны постоянными войнами по всему миру. Но в то же время надо сказать, что выводящиеся войска переходят в распоряжение Индо-Тихоокеанского командования Пентагона, к зоне ответственности которого принадлежит Афганистан. Так что их отведут туда, откуда смогут прислать обратно, если будет надо. Думаю - в одну из соседних стран.
– А чем вывод американских войск может быть чреват для региона в целом и России в частности?
– Там могут возникнуть противоречия между теми, кого поддерживали США и теми, против кого они там боролись. В первую очередь - это движение Талибан. Активным участником этого противостояния станут представители ИГ (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ - “МК”), которые нашли приют в тех провинциях Афганистана, которые граничат с Пакистаном. Сформируется новое ядро очередного «халифата», не имеющего отношения к исламу. Эта угроза появилась давно, когда стало известно об эвакуации неудавшегося «халифата» из Сирии в Афганистан. Так что как только об этой угрозе стало известно, были приняты соответствующие меры.
– На днях в Душанбе прошла встреча Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников СНГ. Там в том числе обсуждалась угроза терроризма и дронов, которые используют террористы.
– Есть и такая угроза. Россия активно помогает своим партнёрам – странам ОДКБ и СНГ. Мы проводим многосторонние и двусторонние учения, чтобы уровень войск этих стран соответствовал угрозам, которые могут возникнуть. Что касается дронов, то сейчас государства Средней Азии рассматривают вопрос о закупке комплексов ПВО, тренировке расчётов и обучении экипажей комплексов. Практика показала, что поставка комплекса не решает проблемы в целом. Нужно обучать расчёты, в этом плане у нас тоже есть опыт. Результат мы видели в борьбе с дронами в Сирии и мы научили местных военных противостоять этой угрозе.
– Многие сейчас муссируют слухи о том, что грядёт “второй Афган” - то есть новая отправка российских войск в регион.
– Те СМИ, которые подобное сообщали, муссировали тему “Афгана 2.0” ещё с началом войны в Сирии. Но это безосновательно. Наша армия сейчас другая, у нас есть опыт...