— У нас есть проект выявить всех, кто участвовал в демонтаже памятника Дзержинскому. Персонально выявить, — сказал Малинкович.
Сносивших памятник собрались выявлять на основании имеющихся фотографий, видеоматериалов и показаний участников этого события.
Напомним, что снос памятника осуществлялся на основании постановления мэра Москвы Гавриила Попова «О демонтаже памятника Ф. Э. Дзержинскому». Однако на тот момент действовало постановление Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327, в котором монумент работы Евгения Вучетича был поставлен на государственную охрану в качестве «памятника искусства, подлежащего охране как памятник государственного значения».
15 декабря 1978 года в РСФСР был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Статья 41 (в настоящее время утратила силу) этого документа гласила, что «снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета министров СССР — в отношении памятников общесоюзного значения, Совета министров РСФСР — в отношении памятников республиканского и местного значения». На этом основании, кстати, организация «Офицеры России» написала обращение к Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову с просьбой «дать указанным событиям правовую оценку и принять меры прокурорского реагирования для восстановления законности путем возвращения незаконно демонтированного памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянскую площадь Москвы».
Народное голосование по вопросу размещения на Лубянке памятника Дзержинскому или Невскому, начавшееся 25 февраля, очевидного победителя не выявило и было остановлено по решению городских властей, которые решили пока оставить площадь как есть.
Теперь же коммунисты намерены, по словам Малинковича, после выявления участников демонтажа «потребовать от ФСБ завести дела на каждого участника сноса» Железного Феликса. Но будет ли это иметь какие-то последствия?
— Срок давности истек, — говорит адвокат Дмитрий Аграновский. – Тем не менее, на мой взгляд, как минимум и вандализм, и хулиганство здесь налицо. Умышленное уничтожение чужого имущества, поведение, которое явно выражает неуважение к обществу. Потому что абсолютное большинство как тогда было за памятник Дзержинскому, так и сейчас. И хотя срок давности истек, тем не менее может быть установлен факт преступления, установлены виновные, а уже потом они могут быть освобождены от наказания в связи с истечением срока давности. Но освобождены по нереабилитирующим обстоятельствам, не потому, что не было правонарушения. Оно очевидно было. Впрочем, для самих нарушителей юридических последствий это иметь не будет. Да и никаких других. Разве что гражданские активисты подвергнут их, как сейчас говорят, буллингу.
— Можно ли признать незаконным постановление мэра Москвы о демонтаже памятника? Здесь же срок давно роли не играет.
— Можно. И можно даже обязать город по закону восстановить этот памятник. А уже потом решать в соответствии с действующим законодательством – нужен он здесь или нет. Но наказать за превышение полномочий, опять же из-за срока давности, нельзя.