Авторами инициативы значатся сенаторы и депутаты из фракций «ЕР», ЛДПР и «СР», члены комиссий по борьбе с иностранным вмешательством обеих палат парламента. Враг (Запад в целом и США в частности), мол, не дремлет, лезет в наши выборы, и россияне вправе знать, кто на этих выборах, как говорится, ху, — примерно так объяснялась необходимость нововведений. Первое чтение документ прошел в самом конце прошлого года. А сейчас думский Комитет по контролю и регламенту одобрил его текст ко второму чтению без вопросов и обсуждения. Как и все российские законы об организациях и людях, «выполняющих функции иностранного агента», этот полон недосказанностей и «серых» зон, открывающих дорогу произволу. Что будет на практике — мы узнаем лишь после начала большой избирательной кампании 2021 года, то есть к концу июня. Причем действовать новые правила будут на выборах всех уровней без исключения, от муниципальных до губернаторских, парламентских и президентских.
В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» расширяется перечень российских организаций, которым в выборах запрещено участвовать в любом виде: кроме НКО — иностранных агентов туда попали общественные объединения без образования юридического лица и СМИ, признанные «иностранными агентами». Реестр НКО-иноагентов (в нем 75 организаций) и СМИ-иноагентов (таких у нас 12) есть на сайте Минюста, а вот реестр кружков и прочих вольных объединений, не зарегистрированных в качестве юрлиц, пока пуст. Но что мешает в любой момент «разморозить» и его? Всем вышеперечисленным впредь нельзя помогать или препятствовать выдвижению каких-то кандидатов, способствовать «достижению определенного результата» на выборах. Агитация «за» или «против» — тоже способ «достижения определенного результата». Значит, призывать к участию или неучастию в выборах, поддержке того или иного кандидата или партии включенный в реестр НКО-иноагентов Фонд борьбы с коррупцией, к примеру, на выборах в Госдуму уже не сможет.
А вот любой сотрудник ФБК, хотя бы и Любовь Соболь, в личном качестве в выборах участвовать сможет (если ее, конечно, не осудят и не посадят): россиянам, внесенным в реестр физических лиц-иноагентов (он еще пуст), как и россиянам, внесенным в реестр физических лиц, признанных СМИ-иноагентами (в нем сейчас 5 человек), в выборах участвовать можно.
И загадочным «кандидатам, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом», тоже можно выдвигаться. В корпоративном праве аффилированным лицом считается человек или организация, которые в состоянии влиять на решения, принимаемые компанией. Но что это за невиданный прежде зверь — аффилированный кандидат на выборах? Из текста документа следует: это тот, кто в течение двух лет до начала избирательной кампании входил или до сих пор входит, являлся или является участником, учредителем, членом, руководителем либо работником НКО-иноагента, СМИ-иноагента или общественного объединения-иноагента. А еще тот, кто осуществлял или осуществляет «политическую деятельность» и при этом получал или получает деньги или «иную имущественную помощь» от иноагентов разного рода, в том числе и через посредников. Никаких уточнений и разъяснений в тексте больше нет.
Нелишне вспомнить, что в России политической деятельностью считается не только борьба за власть, но и любая уличная акция с призывом сделать что-то или не делать чего-то, принять какой-то закон или не принимать его, а также «публичные дискуссии, дебаты и выступления» по поводу того или иного решения властей, публичные обращения (открытые письма, например), и т.д. и т.п. А сами иноагенты порой не могут понять, они агенты или нет, — так законы написаны, и решение, на кого ставить клеймо, принимают власти на основании непонятно какой и непонятно откуда полученной информации. Как раз сейчас журналисты и правозащитники пытаются в судах оспорить включение их в реестр СМИ-иноагентов, и по ходу дела выясняется, что Минюст сделал это, получив некую закрытую информацию от неких неназванных органов. А ведь кандидату надо будет самому решить, аффилированное он с иноагентом лицо или нет!
Как быть в тех случаях, если организация или гражданин попадут в реестр иноагентов со всеми вытекающими для кандидатов последствиями не до, а после начала избирательной кампании, — непонятно.
Последствия между тем серьезные. Физлицам-иноагентам и аффилированным с иноагентами любого рода россиянам при подаче заявления в избирком о намерении стать кандидатами придется сообщить о своем особом статусе. А избирком сделает все, чтобы довести эти сведения до избирателей — на информационных стендах на избирательных участках и на бюллетенях для голосования россияне увидят их рядом со сведениями о прошлых судимостях. Непременно должны быть они указаны и на подписных листах — иначе забракует избирком. Если сомнительные кандидаты есть в партийных списках или выдвигаются от партии — ей тоже придется всюду сей факт обозначать: на всех агитационных материалах (листовках, видео- и аудиозаписях и брошюрах и билбордах) во время предвыборных дебатов.
Представьте: подала партия списки кандидатов на регистрацию, а ЦИК, проверяя документы, получает от каких-то органов сигнал: гражданин Х — аффилированное с агентом лицо! Что делать? Снимать такого кандидата, даже очень популярного, поскорее от греха подальше? Оставлять, перепечатывать все листовки и плакаты и подставляться под обвинения в пособничестве враждебному Западу?
Прекрасную возможность корректировать ход предвыборной кампании получают российские власти.