Формально первое заседание группы было установочным. Его участникам, представляющим министерства и ведомства – от МВД и Генпрокуратуры до Минцифры и ЦБ, а также негосударственные структуры - от Сбербанка до компаний специализирующихся на инфобезопасности, было предложено представить свои предложения по изменениям законодательства, которые могли бы помочь в решении проблем.
Реально же в ходе обсуждения выяснилось, что ряд ведомств не вполне разобрались, зачем нужна какая-то новая экспертная площадка, ведь вроде бы все необходимые проработки ведет Минцифры. В результате думская сторона вынуждена была объяснять, что парламентская группа нужна для ускорения работы с необходимыми законопроектами, некоторые из которых лежат без движения уже лет пять-шесть, что, учитывая криминогенную ситуацию, терпеть больше нельзя.
Представленные ведомствами инициативы касались в основном трех тем: усиления ответственности за кражу данных (нарушения банковской тайны), ускорения процедуры закрытия фишинговых сайтов и противодействия мошенничеству, основанному на подмене телефонных номеров.
Вопрос об усилении ответственности для тех, кто допускает утечки данных о клиентах банков, особых разногласий не вызвал. А с ускорением процедуры закрытия фишинговых сайтов сразу по их обнаружении, как выяснилось, есть некоторые сложности. Одна из главных проблем вовсе не в том, чтобы быстро найти вредоносный сайт, а в процедуре «закрытия», которую, по мнению думской стороны, сократить до одного часа нереально. Не нарушая принципы права, можно задействовать схему с жалобой в ЦБ, который в свою очередь будет выходить на Генпрокуратуру, но на это может уйти до суток.
Сейчас же, как рассказал представитель банка, фишинговый сайт можно закрыть только обратившись в неправительственную организацию, ведающую доменными именами. И если такая отечественная организация всегда оперативно идет навстречу, то когда речь идет о сайте иностранного происхождения, соответствующая международная структура может просто оставить российский запрос без внимания.
С мошенническими звонками, по подсчетам специалистов Сбера, ситуация почти катастрофическая: едва ли не каждый 10-й звонок, поступающий к абонентам, может быть связан с мошенническими схемами. Но если с привлечением к ответу отечественных операторов связи ситуация разрешаема (уже готов один из необходимых законопроектов), то со звонками из-за рубежа, с подставных «московских», например, номеров все не просто. Как сообщил представитель Минцифры, в ходе эксперимента, проведенного по просьбе пяти российских операторов, блокировались все звонки с подставных номеров. И выяснилось, что основная их масса поступает с 5-6 зарубежных «направлений», на которых в весьма короткий период было блокировано несколько десятков миллионов вызовов. Но чтобы такая блокировка была возможна на постоянной основе, необходимо внести изменения в закон о связи.
Сегодня же стало известно, что в Госдуму внесён законопроект о внесудебной блокировке сайтов, через которые осуществляются переводы в кассы незаконных онлайн-казино и лотерей. Решение о блокировке будет принимать ФНС. Законопроект также предполагает включение организаторов незаконных тотализаторов в перечень лиц, в адрес которых переводы денег будут запрещены.