Про Джозефа Байдена можно шутить как угодно. Он, правда, ездит в Северную-Южную Каролину, не помнит, кого назначил в Госдепартамент, и путает сестру с женой. Это все так, и это вызывает вопросы о его здоровье. Но вот чего делать точно нельзя – так это считать Байдена сумасшедшим стариканом, который уже сам до конца не понимает что говорит. Помимо реального 78-летнего Джо Байдена, который находится в сомнительной форме, есть еще и «коллективный Байден». Это целый набор политтехнологов, советников, лоббистов и единомышленников, которые разрабатывают программу Байдена и фактически отвечают за то, чтобы 46-й президент выглядел солидно и говорил обдуманные вещи.
Даже если на минуту забыть о том, что вообще-то Байден десятилетиями был на руководящих постах во внешнеполитическом комитете Сената и летал в Москву договариваться о снижении ядерных вооружений еще с Брежневым, все равно неправильно считать, что лидер США не осознавал, какую реакцию вызовут его слова (а по факту – оскорбление и обвинение) в Кремле.
Байден на весь свет назвал Владимира Путина «убийцей». Но к чему это может привести? Ответ такой: Байден передал мяч на половину поля России. Фактически это мощная провокация – и на нее необходимо отвечать. Но как? Направить ноту протеста? Разорвать дипломатические отношения? Ввести санкции для Джо Байдена и запрет на посещение Саратова и Тамбовской области?..
Российский МИД поступил изящнее. Наши дипломаты не стали играть мускулами и разрывать отношения с Америкой. Но в то же самое время и не ограничились очередным выражением недовольства американскому послу в Москве, что было бы откровенно жалким шагом.
Вместо этого посла Анатолия Антонова вызвали в Москву «для консультаций». Если бы это была шахматная партия, этот ход стоило бы назвать сильным.
Официально Антонов приедет в Россию «проанализировать, что делать и куда двигаться в контексте отношений с США». То есть теоретически это даже никак не связано со скандальным заявлением Байдена. Просто деловая командировка на Родину, чтобы поделиться отчетами и получить новые инструкции. Или нет?
Вообще нет. И это даже подчеркнутое «нет». На это намекает реплика представителя МИДа Марии Захаровой о том, что Антонов будет находиться в Москве «столько, сколько нужно».
Фактически отзыв Антонова с такой формулировкой – это успешная попытка перехватить инициативу. В дипломатической практике срочный отзыв дипломата – это сигнал крайнего возмущения. Это понимают и в Москве, и в Вашингтоне. Соединенным Штатам послан конкретный месседж, что еще немного – и вся система взаимоотношений рухнет. Едва ли в США хотят такого сценария.
Это подтверждают и комментарии Госдепартамента. Там взяли паузу, заявив, что пока им «нечего добавить, кроме того, что сказал президент Байден». При этом американские дипломаты отметили, что «есть сферы, где Вашингтон в сотрудничестве с Москвой заинтересован». Из этого можно сделать вывод, что предупреждение российского МИДа в Америке услышали и не то чтобы горят желанием рисковать полным разрывом всех отношений.
А у Москвы в руках остается еще один козырь в диалоге с Вашингтоном: выведенный из страны посол. На время отсутствия в США главы дипмиссии руководить посольством будет временный поверенный, что означает формальное снижение уровня отношений. Это тоже важный знак, который понимают по обе стороны океана. Потенциальное возвращение же Антонова де-факто станет знаком потепления, хотя формально и не будет отражено таким образом в документах.
В принципе сам отзыв посла из страны не является чем-то экстраординарным. Это жест, к которому прибегали разные страны в различных ситуациях. Например, для консультаций посла из России отзывал Евросоюз – после отравления Скрипалей в 2018 году. Тогда Европейский союз принял коллективное решение пойти по «среднему пути». Премьер-министр Британии Тереза Мэй настаивала на более жестких мерах, вплоть до официального отзыва всех дипломатов, в то время как целый ряд стран Европы выступал против резкого ухудшения отношений с Россией.
Тогда посол от Евросоюза Маркус Эдерер спешно вылетел из России 23 марта 2020 года. Несмотря на все символическое значение этого жеста, его отъезд никак не изменил ситуацию: через 3 недели, 13 апреля того же года он вернулся в Москву, и кризис был исчерпан.
Другая ситуация сложилась с отзывом грузинского посла из России в июле 2008 года. Тогда отношения между двумя странами ухудшились до предела, и недавно назначенного посла Эроси Кицмаришвили срочно вызвали в Тбилиси для консультаций. Через месяц начался вооруженный конфликт в Южной Осетии, который привел к наиболее радикальному ухудшению отношений между Россией и Грузией. И даже после завершения войны ситуация не изменилась: посол так не вернулся с «временных консультаций», а дипломатические отношения между странами были разорваны.
Отзывы послов случаются и в других конфликтных ситуациях. Например, в октябре прошлого года Франция отозвала для консультаций своего посла в Турции после того, как президент Эрдоган жестко раскритиковал Эммануэля Макрона и призвал его «проверить психику». Впрочем, уже в ноябре глава французского посольства вернулся в Анкару.
Не так давно подобный кризис произошел и в отношениях Гондураса и Венесуэлы. Тогда Гондурас отозвал своей поверенного в самый разгар кризиса 2017 года. Решение было политическим, Тегусигальпа активно поддерживала лидера венесуэльской оппозиции Гуайдо в борьбе с действующим президентом Мадуро. В дальнейшем этот кризис так и не был разрешен: консультации с послом продолжаются по нынешний день, а посол Венесуэлы был выслан Гондурасом как представитель «нелегитимного президента».