Статья 264.1, которую сочли недостаточно суровой по отношению к пьяным водителям, появилась в Уголовном кодексе в самом конце 2014 года — тогда тоже говорили, что она позволит сократить число пьяных рецидивов на дороге. До 2 лет лишения свободы, обязательные работы или штраф от 200 до 300 тысяч рублей, а также до 3 лет запрета на определенные профессии или должности сейчас грозит тем, кого ранее уже наказывали в административном порядке за пьяную езду, но в течение года они позволили себе нечто подобное, — а также тем, кто по этой статье осуждался ранее, но не унялся.
Подготовленный МВД законопроект (скоро он может быть внесен в Госдуму) предлагает для совсем уж злостных рецидивистов, то есть ранее осуждавшихся по этой же статье УК или по более тяжкой статье о «пьяных» ДТП, приведших к травмам или смертям, максимальный срок лишения свободы увеличить до 3 лет, штраф поднять до 300–500 тысяч рублей, а срок «запрета на профессию» увеличить до 6 лет. Отделаться обязательными работами будет нельзя. Зато судьям дадут возможность отправлять виновных на исправительные работы на срок до 2 лет или ограничивать их свободу на срок до 3 лет.
Пояснительная записка к законопроекту изобилует статистикой и примерами.
Число правонарушений, подпадающих под 264.1, вроде как неуклонно из года в год сокращается, но остается «на высоком уровне»: в 2016 году дознаватели МВД отправили в суд 84 183 таких дел, в 2017-м — 78 980, в 2018-м — 72 149, в 2019-м — 64 919, в 2020-м — 65 195.
Но если посмотреть еще и статистику Судебного департамента Верховного суда, которую МВД не приводит, то выяснится: из отправленных в суд дел приговорами ежегодно завершалось гораздо меньше: в 2016 году — 75 271, в 2017-м — 72 018, в 2018 году — 66 287, в 2019 году — 59 543. Статистики за 2020 год полностью еще нет.
Причем число нарушений, совершенных теми, кого по этой статье уже осудили, выросло «значительно», говорится в документе: до 20% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности в 2020 году… В некоторых регионах дела совсем плохи: «рекордсмен» — Удмуртия, где 49% осужденных по 264.1 вновь попались на пьянке за рулем.
Рецидивисты в большинстве случаев отделываются обязательными работами либо в крайнем случае лишением свободы условно, отмечается в пояснительной записке. Примеры поражают воображение. Гражданин Ч. в Калининградской области, например, в 2016 году совершил 14 преступлений по статье 264.1, но осужден был 4 раза. Гражданин В. в 2016 году три раза представал перед судом в Амурской области по 7 эпизодам…
Вывод, который делают авторы, — «на бытовом уровне» такого рода нарушения считаются незначительными, и, выпив, россиянин надеется, что ничего страшного не произойдет, даже если он попадется, и вновь садится за руль. Значит, надо наказание ужесточать.
В думском Комитете по госстроительству и законодательству «изучат все аргументы МВД и правительства», сказал «МК» его глава Павел Крашенинников («ЕР»). Но «хотелось бы, чтобы ужесточение законодательства при решении столь важной проблемы сопровождалось соответствующим правоприменением, обеспечивающим неотвратимость наказания». В любом случае «одним увеличением сроков проблемы не решить», считает депутат.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин вообще полагает, что «с точки зрения полицейской, может, и есть логика в том, чтобы дать пьяному сесть за руль, совершить преступление, а потом его поймать и примерно наказать, но с точки зрения житейской — нет, потому что сам законодатель в пояснительной записке фактически признается, что все меры по борьбе с пьянкой за рулем при помощи ужесточения ответственности не дают значительного улучшения». «Неужели вы думаете, что водитель, когда садится пьяным за руль, думает — «та-а-ак, сегодня два года наказание за это, а завтра будет три, и сегодня можно еще, совершу-ка я нарушение»? — спрашивает эксперт. Единственное, что может сократить число потенциальных пьяных убийц за рулем, — профилактика, для чего надо «поднимать на борьбу с этим явлением гражданское общество: если люди не будут пытаться остановить пьяного, который пытается сесть за руль, если они не будут сообщать полиции о таких фактах, как делается в развитых странах, — никаких изменений не будет», уверен г-н Травин.