Галина Данчикова, Надежда Максимова и Марина Беспалова (все — «ЕР») хотят внести изменения в действующий ни шатко ни валко закон «Об ответственном обращении с животными». Предписанная этим законом стратегия ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск) не работает, считают они, а лишь «легализует бездомность». Стерилизация «удаляет репродуктивную функцию, но не здоровый оскал», говорится в пояснительной записке к законопроекту: выпущенные вновь на улицы животные объединяются в стаи, угрожая людям.
Руководствуясь приоритетом «безопасности человека и общества», авторы предлагают сделать обязательным отлов «всех животных без владельцев» поголовно. Напомним: сейчас отлову не подлежат бродячие стерилизованные животные, на которых есть «неснимаемые» или «несмываемые» метки (бирки на ухо, например), то есть ранее обработанные в приютах в рамках стратегии ОСВВ. Исключение — агрессивное поведение этих животных в отношении других животных или человека.
Кстати, маркировку обработанных в приютах собак и кошек депутаты тоже хотят отменить, как и запрет на умерщвление здоровых животных в приютах, наделив региональные власти правом «исходя из уровня минимальной бюджетной обеспеченности» самим определять правила регулирования численности животных в приютах. Одно в сочетании с другим означает, что всех отловленных животных, если возиться с ними не хочется, будут умерщвлять гуманным образом. Усыплять то есть.
«Опыт работы муниципалитетов за истекшие два года показал недостаток финансовых ресурсов для выполнения в полном объеме положений Федерального закона», — объясняют свои мотивы подписавшиеся под законопроектом: и приютов в должном количестве нет, и специалистов для них тоже, и с питанием для животных проблема. В пояснительной записке есть ссылка на международный опыт — в частности, на данные исследования о практике контроля безнадзорных животных, проведенного в 31 стране Европы. В 10 странах с безвозвратным отловом бездомных собак установленный минимальный срок передержки, по истечении которого их умерщвляют, составляет от 3 до 60 дней. 2 страны разрешают убивать сразу после отлова, не дожидаясь окончания срока передержки, а в 3 странах не разрешается умерщвлять здоровых бездомных животных, они содержатся в приютах. Правда, исследование проводилось в 2006–2007 годах, то есть 14 лет назад…
«Я вижу здесь фундаментальное противоречие: денег на приюты нет, но при этом на убийство животных деньги есть. Хотя приют нужно построить один раз, а убивать придется каждый год, потому что бродячих животных плодят еще и выбрасывающие их на улицу люди» — так прокомментировал «МК» инициативу коллег по фракции глава думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов («ЕР»). Он напомнил: хороший приют по типовому проекту стоит порядка 20 млн рублей, а контрактов на отстрел животных, практиковавшихся во многих регионах, заключалось по стране на 2 млрд рублей ежегодно. Можно по 100 приютов в год строить — при желании проблемой всерьез заниматься, конечно.
Причины появления законопроекта г-н Бурматов объяснил так: регионам давали срок на строительство приютов, но часть их несколько лет «просто саботировала» исполнение закона, и «сейчас именно оттуда звучат призывы все отменить, переписать, приостановить».
Г-жа Данчикова представляет в Госдуме Якутию — регион, где скандальных и трагических историй с бродячими собаками очень много. Г-жа Беспалова представляет Ульяновскую, Самарскую и Оренбургскую области. А г-жа Максимова — республику Хакассия.
Глава комитета обратил внимание на то, что «индекс покусов, поцарапываний и обслюнявливаний», который ежегодно определяет Роспотребнадзор, показал: в 2020 году нападений на человека было на 10% меньше, чем годом ранее. И списать все на карантин не получится, потому что бóльшая часть нападений на людей совершена владельческими собаками, то есть теми, у которых есть хозяева. А в маленьких городах и деревнях по улицам вообще часто бегают чьи-то собаки, находящиеся на свободном выгуле, и тоже сбиваются в стаи… Г-н Бурматов напомнил о трагедии с покусанной стаффордширскими терьерами и выпавшей из окна московской квартиры девочке — она погибла по вине не бродячих собак.
Увы, но понять, сколько владельческих собак болтается по улицам, невозможно: регистрации домашних животных в России нет. Законопроект о соответствующих изменениях в закон «О ветеринарии» Минсельхоз обещает внести в Госдуму вот уже два года, но воз и ныне там, да и предложения ведомства вызывали серьезную критику.
Первый замглавы фракции «ЕР» в Госдуме Андрей Исаев сообщил «МК», что свежая инициатива депутатов предварительно с фракцией не согласовывалась. «Поддерживать ее мы не будем», — сказал он. Но признал: «Проблема для деревень и маленьких городов есть — там экономически трудно выполнить требования закона о приютах, и, возможно, для них потребуется некоторый переходный период. Тема обсуждается».