В этом году исполняется ровно 30 лет с момента объявления Украиной независимости. 24 августа 1991 года, спустя трое суток после поражения в Москве ГКЧП — чтобы уже наверняка, — Верховная рада УССР приняла акт о провозглашении независимости УССР от СССР.
Так появилась современная Украина, какой мы ее знаем и (не) любим. Со всеми ее майданами, факельными шествиями спустившихся с Карпатских гор потомков «древних укров», до поры тайными схронами бандеровцев и призывами «москалей на ножи».
Теперь же к юбилею существования государства вошедший в президентскую роль Владимир Зеленский собирается устроить маленькую и победоносную войнушку. По стопам президента Азербайджана Ильхама Алиева — ну как он себе, по всей видимости, думает. А по факту вполне может выйти так, как у несчастного поедателя галстуков Михо Саакашвили, прятавшегося в канаве под телами своих охранников от российской авиации.
На Донбассе снова все чаще слышны звуки рвущихся мин и снарядов, эшелоны с военной техникой идут на линию соприкосновения. Конечно, это может быть не более чем показательные маневры, элементы психологической борьбы. Однако провокационные предложения новых соглашений, подготовленных без участия России Германией, Францией и Украиной, указывают на то, что кто-то уже начал активно готовиться к обустройству политического будущего Донбасса без России и набивших оскомину Минских соглашений, давно неработающих. Надо понимать, что для Порошенко, заключившего их в худших для себя обстоятельствах «котла» в Дебальцеве, на тот момент это была чуть ли не единственная возможность сохранить вооруженные силы Украины. И он подписал бы любой вариант. И забыл бы о его существовании уже на следующий день. Что, по сути, и произошло — из 13 пунктов Минских соглашений были преимущественно выполнены только пункты о разводе тяжелых вооружений и об обмене пленными. Даже самый первый пункт о прекращении огня до конца реализован не был — стреляли все 7 лет, а теперь вот снова как будто готовятся к большой войне. Потому надеяться на жизнеспособность Минских соглашений и на их реализацию Киевом в нынешних условиях крайне наивно.
Этому есть несколько объяснений. Во-первых, новый американский президент Джозеф Байден явно намерен вернуть забытую Трампом Украину в фокус внимания Запада для усиления борьбы с Россией. И молодой Зеленский торопится дать пас старику Байдену. Во-вторых, «Северный поток-2», достроенный уже на 95 процентов, не оставляет никаких шансов украинскому газовому транзиту. А на что изволите с «москалями» воевать, как не на деньги от транзита российского газа? В-третьих, опять же юбилей незалежности на носу — а никаких побед и в помине нет. А в-четвертых, из-за «короны» украинская экономика просела так, что очередной обвал гривны неминуем.
Что делать?
Правильно, воевать. Так считают секретарь украинского Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, вице-премьер по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников и даже глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, не считая СБУ и турецких советников украинского генштаба. «Партия войны» в украинском руководстве.
Наступление может начаться уже в конце марта. Спешка может быть вызвана страхом от политических последствий анонсированного выхода фильма Bellingcat о сливе главой президентского Офиса Андреем Ермаком подготовленной британскими спецслужбами операции по выманиванию «солдат удачи» ЧВК «Вагнер» через Белоруссию на Украину. Которая завершилась их скандальным арестом в Минске в конце июля, как все прекрасно помнят. Британцы такие вещи не прощают и теперь готовят ответку. Их посол сейчас возглавляет неформальный посольский клуб «Большой семерки». А надо сказать, что именно британцы последние полгода, в отсутствие американского посла-куратора, взяли на себя управление многими внутриполитическими процессами в Незалежной. Их интерес так же, как и интерес США, состоит в том, чтобы отрезать Европу от всяких отношений с Москвой. А Украину не жалко — провокация на Донбассе может стать прекрасным для этого поводом. К тому же закупленные при британском посредничестве турецкие беспилотники «Байрактары» в немалом количестве производят на украинских генералов впечатление оружия победы.
Образ России как мирового изгоя давно бередит сознание хозяев западного дискурса. И шаг за шагом они становятся все ближе к цели. Но странное дело — этот образ частично стыкуется с набирающей обороты внутри российских элит концепцией «осажденной крепости». Силовикам так проще управлять государством, жизнь «в кольце врагов» имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов — не нужно заморачиваться объяснением сложности мира и происходящих в нем процессов, если все вокруг черно-белое, то нет и полутонов. Можно спокойно запретить все западные социальные сети, СМИ, иноагентов и т.д. Строить свою политику без оглядки на мнение мирового сообщества. «Теперь мы здесь Запад» — резюме нашумевшего манифеста режиссера Богомолова о разочаровании в «западном» Западе.
С другой стороны, уж чего только не придумали супостаты ради срыва проекта газопровода «Северный поток-2», даже Навального впопыхах выперли из Германии в Россию, лишь бы только побыстрее его посадили и был бы еще один повод ввести санкции. Хотя ведь могли бы попридержать «берлинского пациента» до августа и отпустить в канун выборов в Государственную думу — то-то было бы протестного шухера! Но нет, газопровод к августу достроен будет, время не ждет.
А все равно ничего не помогает — 8 новых силовика-санкционника в гробу видали эти санкции, в Европу ездили последний раз при Медведеве, никаких счетов и недвижимости там не имеют. По меркам государства, как слону дробина.
Значит, впереди только переход на новый санкционный уровень — цифровой. Отключение свифт-кода, что повлечет серьезный финансово-цифровой обвал — все западные платежные карты превратятся в бесполезный пластик. В банкоматах стремительно закончатся деньги. И только владельцы карт национальной платежной системы будут чувствовать себя как прежде.
Но даже несмотря на столь мрачный сценарий, у России нет другого выхода. Выбирая между оперативным вмешательством и ритуальным выражением озабоченностей, жизненно необходимо выбрать первое.
Давайте будем честны. Теперь Донбасс — это Россия, там живут граждане РФ (выдано почти 650 тысяч паспортов), и если Киев будет играть по сценарию «Карабах-2020», то Москве необходимо ответить по осетино-абхазскому сценарию в духе «08.08.08» с последующим признанием непризнанных республик Новороссии. В противном случае сдача Донецка будет означать новую Цусиму для российской власти — и тогда уже она начнет трещать по швам вовсе не по экономическим причинам.