Зато не платят королю налоги
В одном из залов Пушкинского музея стоят две бронзовые статуи конных рыцарей, но мало кто знает, что это и не совсем рыцари. Это копии двух статуй кондотьеров — Гаттамелаты и Коллеони. В наше время мы бы назвали этих людей наемниками.
Когда-то кондотьеры занимались непростым, но довольно прибыльным бизнесом — договаривались с королями и генералами о найме вооруженных отрядов на службу. Если условия службы удовлетворяли обе стороны, заключался «контракт» — или «кондакт». Отсюда и слово «кондотьер». В иерархии наемных отрядов кондотьеры стояли на самой вершине. Ниже были командиры наемных отрядов — капитаны или полковники, а еще ниже — рядовые наемные солдаты-ландскнехты. С тех пор организация этого бизнеса практически не изменилась.
Некоторые кондотьеры становились правителями городов и целых стран. А иногда учреждали свои собственные государства. В конце XIX века наемные отряды на службе предпринимателя Сесила Родса завоевали для своего нанимателя территорию современного государства Зимбабве. Тогда это было частное государство, названное по имени спонсора Родезией. Это был первый подобный опыт на Африканском континенте, и впоследствии сильные мира сего стали применять его повсеместно.
С появлением ООН, международных трибуналов, конвенций и соглашений вести открытую войну часто стало порой слишком неудобным с точки зрения имиджа государства. Поэтому возник спрос на отряды солдат, де-юре не привязанных ни к одной из стран и не скованных никакими обязательствами. Причем нужда в услугах наемных отрядов появилась не только у частных лиц, но и у государств.
Массовое применение частные армии нашли в Африке во второй половине XX века. Колониальные империи рушились, а появляющиеся в бывших колониях левые правительства грозили национализировать шахты, порты и производства. Именно этим, например, планировали заняться власти молодой Демократической Республики Конго. Пытаясь спасти свои активы, ведущие державы мира поддержали местных сепаратистов, захвативших самые богатые районы страны, предоставили им военную помощь в обмен на безопасность своих активов. В 1961 году в Конго появился отряд «добровольцев» под командованием бывшего офицера французского Иностранного легиона Роже Фулька и отставного майора ВМС Жильбера Буржо, направленный лично министром обороны Франции.
Так в Африке появились легендарные «солдаты удачи». Примерно в то же время в конголезской провинции Катанга, которая объявила о своей независимости, появился еще один — англоязычный отряд наемников под командованием отставного майора британской армии Майкла Хоара, известный как «Дикие гуси». В средневековой Европе так называли наемных солдат, и Хоар, большой романтик своего дела, поместил дикого гуся на шеврон отряда наемников.
Наемные подразделения состояли из самого разнообразного контингента — от бывших офицеров СС, не нашедших себя в мирной жизни, до кубинских мигрантов — политических оппонентов Фиделя Кастро. На территории Конго они выполняли самые разные задачи. В том числе вели боевые действия против миротворцев ООН, призванных восстановить мир в стране.
На вооружении отряда Хоара были десятки поршневых самолетов, артиллерийские катера, всевозможное тяжелое вооружение. Словом, полноценная мини-армия. Однако местные диктаторы испугались, что наемники забирают слишком много власти, и поспешили удалить их.
Во Франции ветераны войн в Конго создали знаменитую фирму «Солдаты удачи», на счету которой до десяти государственных переворотов во всей Африке. А в Британии конголезский опыт использовали для создания первой в мире полноценной частной военной компании — Watchguard International.
Война частных армий
В наше время в мире существуют десятки, если не сотни ЧВК, воюющих по всему миру. Некоторые из них существуют как легальные частные фирмы, даже имеют свой биржевой индекс. Другие принадлежат крупным частным компаниям (например, американскому авиаконцерну Northrop Grumman), третьи находятся под негласным правительственным контролем.
На рынке ЧВК представлены самые разнообразные услуги — от охраны отдельных лиц и объектов и обучения силовых структур в странах третьего мира до непосредственного участия в боевых действиях.
Крупнейшая частная военная корпорация — британская G4S (Group 4 Securicor). Штат — полмиллиона сотрудников. Офисы расположены более чем в ста странах.
Самой влиятельной ЧВК считается Academi (больше известная как Blackwater — «Черная вода»). Юридически зарегистрирована на территории США. Скандально прославилась на весь мир в 2007 году, когда бойцы, нанятые для охраны американских дипломатов в Багдаде, устроили перестрелку на улицах города без малейшей на то причины.
Впрочем, американские оккупационные власти в Ираке авансом простили им все грехи, отказав иракским властям в выдаче наемников для суда.
ЧВК есть в Германии, Франции, Израиле, ЮАР и ряде других стран. В Колумбии будущие наемники обучаются вместе с офицерами для вооруженных сил — так власти ставят наемные услуги на экспорт.
Впрочем, дебют колумбийцев на рынке военных услуг скорее не удался. В 2015 году не менее 500 бойцов, нанятых властями Объединенных Арабских Эмиратов, прибыли в Йемен для участия в интервенции арабских стран. Однако колумбийцы понесли в боях слишком большие потери. Фотографии тел убитых наемников и их документы «засветились» в СМИ и Сети. Колумбийцы вынуждены были покинуть театр военных действий.
О российских ЧВК в мировых СМИ ходят настоящие легенды. Многочисленные заявления западных политиков и СМИ о «всесильных русских наемниках» сделали им всемирную рекламу. Хотя численно и по своему послужному списку российские ЧВК серьезно уступают западным коллегам. Информация об их деятельности в разных странах настолько противоречива, что часто заставляет усомниться в самом их существовании.
Некие «лица славянской внешности» в форме бойцов ЧВК в разное время были замечены в Сирии, Судане, Ливии, Центральной Африканской Республике. Впервые такие новости стали появляться в 2011 году и с тех пор регулярно муссируются западной прессой.
Однако до сих пор не ясно, чем именно «русские ЧВК» так напугали весь западный мир. Сообщалось, например, что «русские наемники» занимаются охраной рудников и предприятий в зоне военных конфликтов — то есть легальным охранным бизнесом. И не определяют конъюнктуру этого рынка, плотно занятого США и Великобританией. По крайней мере, пока.
Со времен кондотьера Коллеони в деле наемничества почти ничего не изменилось. Как и в Средние века, частные военные корпорации пополняются за счет отставников армий и силовых структур.
Во второй половине XX века много наемников поставляла Германия, позднее — республики бывшего СССР и Югославии. В ряде стран практикуются «штрафбаты» — отряды наемников, куда ссылают проштрафившихся офицеров. Зачастую моральный облик бойцов ЧВК оставляет желать лучшего.
Впрочем, есть и настоящие романтики своего дела, которые создают открытые сообщества в социальных сетях, пишут мемуары и не скрывают своей профессии. Регулярно проходят конференции наемных отрядов, которые совместно с международными организациями легализуют свой правовой статус по всему миру.
Занятно, что наемники довольно жестоко воюют не только с различными партизанами или боевиками, но и друг с другом. Интерес в этой связи представляет война в Ливии, которая длится в стране с 2011 года. Сегодня там наемники воюют по обе стороны конфликта.
Эксперты пророчат, что в будущем именно так и будут вестись войны. На смену армиям и всевозможным «фронтам освобождения» придут исключительно наемные отряды.
По слухам, в Ливии, например, летчики из стран Латинской Америки уже воюют против наемников из России и стран СНГ. Одних, как говорят, спонсируют США, а других — Объединенные Арабские Эмираты, хотя формально войну между собой ведут два местных политических игрока — правительство Триполи и маршал Халифа Хафтар.
И по такому шаблону, похоже, будут строиться военные конфликты будущего. В них государства не будут отвечать перед семьями погибших солдат и выплачивать им пенсии. Это станет заботой нанимателя. И на смену девизу «За Родину!» постепенно придет «За нанимателя!», и контракты на военные услуги заменят воинские уставы.