Первым с идеей передачи указа в КС выступил лидер «Просвещенной Армении» и глава одноименной парламентской фракции Эдмон Марукян, который до «бархатной революции» состоял с Пашиняном в блоке «Елк», а после ушел в оппозицию. По словам политика, президент может рассматривать повторное обращение премьера 3 дня, а затем передаст дело суду, который будет разбираться еще 10 дней. В результате глава Генштаба будет в подвешенном состоянии 13 дней, а вместе с ним и вся страна.
«Пашинян повторно отправил президенту Армении свой указ, делая вид, что ничего не случилось, хотя в тексте отклонения написано, что предложение премьера является антиконституционным, потому что действует военное положение. Скорее всего, документ действительно передадут на рассмотрение в Конституционный суд и там этот указ окончательно отвергнут, — рассказал «МК» научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян. — Но такое решение не станет ударом для репутации Пашиняна и его устойчивости в кресле премьер-министра. Ранее он полтора года пытался взять верх над Конституционным судом, но полностью добиться этого так и не смог, поэтому сейчас сенсации не будет. Кроме того, у Пашиняна все еще высокий рейтинг в селах, сложности у него возникают только с наиболее политизированной частью общества, которая проживает в городах, особенно в Ереване, но там расклад тоже уже понятен, и вряд ли что-то изменится».
Премьер-министр Армении действительно решил сделать вид, что ничего особенного не случилось, хотя еще 25 февраля на митинге заявил, что если Саркисян не подпишет указ — это будет означать, что он тоже его враг. Теперь же он говорит, что президент как-то непонятно ответил. Прояснить ситуацию Пашинян собирается на митинге 1 марта. Акция будет приурочена к трагическим событиям 2008 года, когда оппозиция попыталась на улице оспорить итоги президентских выборов, а президент Роберт Кочарян в ответ приказал стрелять в своих противников. В результате тех событий погибли 10 человек.
«Пашинян продолжает следовать своей логике. Если военное руководство страны выражает недоверие политическим руководством, то политическое руководство должно отправить военных в отставку. В свою очередь президент тоже следует своей логике. Однажды он уже вернул это решение Пашиняну, и сделает это снова, потому что считает указ неконституционным. Разбираться в том, кто из них прав, будет Конституционный суд. От его решения мы узнаем, что возобладало: политическая целесообразность Саркисяна или положение о том, что военные не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику страны. При этом Пашинян и его противники продолжат играть на качелях легальности и легитимности, — говорит «МК» глава армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров. — Вместе с тем Пашиняна в кресле премьер-министра удерживают не Генштаб, а собственное нежелание его покидать, парламентское большинство и определенная поддержка со стороны населения. Одни поддерживают Пашиняна еще со времен до «бархатной революции», другие выбирают его как меньшее из двух зол, боясь возвращения Роберта Кочаряна и его сторонников, третьи получают собственную выгоду от режима Пашиняна. В целом, если бы Пашинян собрался сегодня проводить досрочные парламентские выборы, он бы мог получить большинство мандатов. Вместе с тем он от такой возможности отказывается и хочет, а значит, переживает, что у него может ничего не выйти. Все-таки опросы — это одно, а факт уменьшения поддержки отрицать достаточно сложно».
Пашинян подчеркивает, что не собирается развязывать гражданскую войну, хотя именно в этом его пытается обвинить оппозиция. Впрочем, за минувшие три дня противники премьера сами проделали в этом направлении впечатляющую работу. В частности, лидер «Движения за спасение Родины» Вазген Манукян призвал армию восстать против правительства, а возле парламента разыграли сценку с расстрелом семьи Чаушеску, намекая на то, что следующими будут Пашинян и его жена. Кроме того, когда стало известно, что президент отказался увольнять главу Генштаба, толпа стала скандировать «Ассала! Ассала!» — это название армянской террористической организации, которая занималась убийствами турецких дипломатов (как известно, противники Пашиняна называют его «турецким шпионом»). Впрочем, один из их лидеров, бывший глава службы нацбезопасности Артур Ванецян, 28 февраля признался журналистам, что они пока не знают, как дальше бороться за власть.