За свою недолгую историю ВВС Украины успели поучаствовать всего в одном военном конфликте, который по сути стал для них роковым. За годы конфликта на Донбассе были уничтожены или разбились по техническим причинам 36 единиц авиационной техники: вертолёты, транспортные самолёты, штурмовики и истребители. Одной из причин высоких потерь эксперты называли низкий уровень подготовки украинских лётчиков.
Однако командование украинской армии не извлекло урок из своих военных поражений. Минобороны страны опубликовало официальные документы с планами военной подготовки на 2021 год. Цифры свидетельствуют о том, что на подготовку личного состава ВВС и ВМС Украины будут выделены самые мизерные средства.
Согласно официальной информации, на экипаж одного корабля выделяется всего 20 дней подготовки в море, а на один экипаж авиации - всего 38 часов лётной подготовки. Главная причина - дефицит топлива и ресурса старой техники.
Данные минобороны вызвали в украинском обществе крайне негативную реакцию. Многие блогеры говорят о том, что даже в автошколах на подготовку водителей выделяется больше времени, не говоря уже о подготовке лётчиков для частных авиакомпаний.
Как заявил в интервью «МК» военный эксперт Алексей Валюженич, одна из главных причин такого подхода к подготовке кадров для украинской авиации - категорическая нехватка финансирования, а также плачевное состояние лётной техники.
- Можно сколько угодно говорить о русской агрессии и «ордах бронетанковых бурят» на границах, но когда дело доходит до практического «ответа агрессору» Киев всегда начинает буксовать. Казалось бы - враг у ворот, все ресурсы - фронту. Но нет. Один час полёта истребителя стоит около 20-ти тысяч долларов если по минимуму. Только взлёт-посадка уже обойдутся в копеечку. Поэтому экономят, благо знают, что до реального отпора агрессору дело не дойдёт. Потому что «агрессор» на войну не явится. Ну и дело в том, что они боятся за самолёты.
- Боятся, что разобьются?
- Именно. Они регулярно проводят ремонт и модернизацию машин, которые им достались от Советского Союза. Но качество этого ремонта оставляет желать лучшего. Когда они пытались нарастить количество полёто-часов, сразу начались лётные происшествия, аварии. Самый известный случай - это когда украинский самолёт с американским военным специалистом на борту разбился. Поэтому каждый взлёт - это потенциальная утрата самолёта. Вот и предпочитают их держать на аэродромах.
- А как это сказывается на боеготовности личного состава?
- Очевидно, что ничего хорошего тут для лётчиков нет. 38 часов - этого налета хватит только на то, чтобы не забыть, как кабина самолёта изнутри выглядит. В годы Великой Отечественной, когда кадры были нужны позарез, курсантам в училищах давали по 50, иногда - 100 часов подготовки. И то лётчики бились к сожалению. А это они летали на поршневых самолётах, у которых дозвуковые скорости. А тут вот на современную технику такие нормативы. Это не то, что мало - это просто смешно. Аналогично вот как 20 суток в море. Что можно научиться делать за это время? Так что тут просто наглядная демонстрация того, что несмотря на их заявления о российской угрозе, воевать они в действительности не планируют.
- Сколько часов нужно для того, чтобы лётчику не терять квалификацию?
- Как минимум вдвое больше. То есть 60-80 часов в среднем. Для молодых лётчиков - ещё больше, скажем порядка 80-100 часов. Это если речь об истребителях. В ВВС США средний налет считается 150-200 часов и больше. В авиации ВКС России - примерно 100 часов в год. Причем значительная часть наших летчиков свой налет получают в Сирии, то есть в боевых условиях.