Это дело в биографии Навального не первое в таком роде, и штраф, если его размер утвердит суд, не станет рекордным. Осенью прошлого года, как сообщал директор возглавляемой Навальным структуры-иноагента «Фонд борьбы с коррупцией» Иван Жданов, ФССП списала со счетов этой организации и ее юриста Любови Соболь по 29 миллионов рублей в качестве возмещения по решению суда от 2019 года о вреде деловой репутации, причиненном ООО «Московский школьник». По тому же решению 29 миллионов рублей прошлой осенью должен был выплатить и сам Алексей Навальный, на тот момент находившийся на излечении в Германии. Об исполнении этого решения до сих пор официально не сообщается, однако ФССП еще до этого наложила арест на принадлежащую блогеру квартиру, а его личный счет и счета членов его семьи были арестованы еще раньше — в рамках возбужденного в августе 2019 года дела об отмывании средств на счетах ФБК (признан в России иноагентом).
Были и штрафы поменьше. Например, в позапрошлом году Навальный вместе с другими организаторами акций 27 июня 2019 года расплачивался по претензиям Мосгортранса, крупного предприятия общественного питания и некоторых других организаций, однако суммы там были гораздо более скромные.
Выглядит ли предполагаемый новый штраф вместе с предшествующим неподъемным для Алексея Навального? Учитывая объемы пожертвований, собиравшихся организациями, контролируемыми оппозиционером и его штабом, а также непрозрачность и произвольное передвижение их средств, — вряд ли.
В декабре прошлого года, когда Навальный только собирался вернуться в Россию, СК возбудил в отношении него уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Как считают следователи, он совместно с «иными лицами» растратил на личные нужды более 356 миллионов рублей из 588 миллионов, собранных в качестве пожертвований на деятельность ФБК и ряда других организаций.
В 2019 году в ходе расследования дела об отмывании средств на счетах ФБК оперативники УЭБ и ПК ГУ МВД проверили банковские счета сотрудников фонда и обнаружили, что в 2017–2018 годах суммарный оборот на этих счетах только в одном из крупных банков составил около миллиарда рублей. При этом часть этих средств поступили на счет организации из неизвестных источников налом: около 75 миллионов рублей сотрудники фонда внесли на свои счета через банкоматы. Достаточно широко использовались при этом криптовалюты, задействование которых позволяет делать многие операции практически анонимными.
Сейчас личный счет Алексея Навального, счета иноагента-ФБК и его директора Ивана Жданова находятся под арестом. Однако это явно не остановило финансовые потоки, контролируемые блогером и его соратниками. Во всяком случае, на ресурсах, контролируемых ими, объявлений о прекращении приема пожертвований нет. Более того, непосредственно перед возвращением оппозиционера в Россию его сторонники призывали к сбору пожертвований «на новый сезон борьбы с Путиным».
Впрочем, вопрос о том, есть ли в распоряжении Алексея Навального средства на выплату штрафов или нет, достаточно риторический. Уже после того как летом прошлого года над официально контролируемыми им счетами нависла угроза автоматического списания средств по делу ООО «Московский школьник», он дал понять, что этими счетами, включая официальный счет его фонда, он пользоваться не намерен и будет изобретать другие схемы и каналы, исключающие возможность их легкого отслеживания.