Развитию морской робототехники посвящена отдельная глава. В ней описываются основные российские проекты морских боевых роботов, их технические характеристики и тактика применения.
Оказывается, в России морские КБ за несколько лет создали целую линейку надводных и подводных боевых роботов различного класса и назначения. По замыслу командования флота, они расширят возможности ВМФ по проведению эффективных противоминных операций, ведению противолодочной войны, а также при защите прибрежных территорий.
Кроме того, боевые роботы помогут в сборе и передаче информации о надводной и подводной обстановке, проведении научных исследований, ведении разведки во время боевых действий, при работе в опасных зонах.
Необитаемые подводные и безэкипажные надводные аппараты станут вспомогательными системами для стратегических атомных подводных лодок во время боевого патрулирования.
Только для поисковых и аварийно-спасательных работ закуплено более 40 морских робототехнических комплексов. В 2014 году флот заказал промышленности разработку морских роботов, которые бы могли погружаться на глубину до 300 м и работать без вмешательства человека до трех месяцев. Военным было представлено 17 разных проектов.
О возможностях морских роботов говорит, к примеру, осуществленное в 2020 году рекордное погружение аппарата «Витязь» на дно Марианской впадины, на глубину более 10 км. Несколько таких аппаратов могут быть переданы военным.
В классе тяжелых необитаемых подводных аппаратов с ядерной энергетической установкой известен аппарат «Посейдон». По заявлению военных, такое оружие позволит российскому флоту поражать береговые укрепления и инфраструктуру противника, а также морские цели, например, ударные авианосные группы.
Как известно, в составе ВМС США более десяти авианосцев, которые вместе с кораблями защиты и обеспечения и составляют ударные авианосные группы. У России лишь один авианесущий крейсер, и тот на ремонте. Но флотилия морских роботов может уравнять боевой потенциал наших флотов.
В случае ядерного конфликта «Посейдон» станет оружием второго или даже третьего ответного удара возмездия, делая неотвратимым наказание за ядерную атаку на Россию. Как ранее отмечали некоторые эксперты, с помощью таких аппаратов может быть организован подводный ядерный взрыв мегатонного заряда вблизи прибрежных городов. Например, Нью-Йорка.
Известно, что «Посейдон» будет способен перемещаться на глубине более километра с высокой скоростью, оставаясь при этом незамеченным. По некоторым данным, ядерный компонент «Посейдона» уже прошел испытания.
И это не единственный боевой морской робот, имеющий стратегическое значение. Например, ЦКБ морской техники «Рубин» создает аппарат «Суррогат», способный ввести в заблуждение вероятного противника. Робот будет имитировать подводную лодку, воспроизводя ее акустическое и электромагнитное поле. Такая тактика позволит отвлечь внимание противника от реальных наших подводных ракетоносцев, которые будут находиться в засаде. «Суррогаты» смогут также вскрывать средства морской разведки противника.
К секретным морским роботам относится и аппарат «Цефалопод». Он предназначен для сопровождения российских подлодок и уничтожения субмарин противника. Может также использоваться для охраны военно-морских баз и других важных объектов, например, Крымского моста. По некоторым данным, будет вооружен малогабаритными торпедами.
В числе других необитаемых подводных аппаратов, создаваемых для ВМФ России - «Клавесин-2Р-ПМ», способный погружаться на глубину 6000 м, «Юнона», «Амулет».
Для обеспечения судоходства по Северному морскому пути создается аппарат «Сарма», способный преодолевать большие расстояния без всплытия и без сеансов связи с космическими спутниками.
В распоряжении ВМФ России есть также автономный необитаемый подводный аппарат так называемого планерного типа - «Морская тень». Робот-разведчик может автономно «парить» в воде до полугода. Собранные им сведения необходимы для применения высокоточного оружия надводными и подводными кораблями, а также авиацией ВМФ.
Еще один подводный разведчик – аппарат «Глайдер 2.0». Он способен беспрерывно вести глубоководную разведку в течение 6–9 месяцев.
В классе подобных аппаратов есть автономный исследовательский «Концепт-М», способный погружаться на глубину до 1000 м, а также телеуправляемые аппараты «Марлин-350».
Для флота создаются также микророботы — аппарата «карманного формата», весом 8–10 кг. Они способны выполнять исследовательские миссии до 4 часов, на расстоянии до 4 км от точки запуска. Могут работать в «стае».
В классе надводных безэкипажных катеров созданы аппараты «Искатель» и «Бук-600». Они предназначены, в частности, для оснащения противоминных кораблей проекта 12700.
Задачу мониторинга надводной и подводной обстановки призвана решить уникальная подводная система гидроакустического слежения «Гармония». Благодаря ей, военные смогут «видеть» на сотни километров, обнаруживая корабли и подводные лодки противника. Система состоит из многочисленных подводных станций и радиолокационных буев, оснащенных аппаратурой спутниковой связи.
Оценивая перспективы развития робототехники в военных целях, глава комитета Совета Федерации по обороне Виктор Бондарев, под чьей редакцией вышел сборник статей, отметил: «В ближайшем будущем мы увидим новые, более совершенные робототехнические комплексы поколения 2.0, основанные на разработках прошлого десятилетия, когда Россия только приступила к модернизации своих вооруженных сил для конфликтов XXI века».