Минувшая ночь была особенно неспокойной, поскольку никогда еще не было столько жалоб, как от задержанных, так и их близких. ЦВСИГ, куда в основном свозили административно арестованных (располагается тоже не в самой Москве, а 65 км от нее в деревне Сахарово) стал «местом паломничества». Около него все время дежурили волонтеры и родные арестантов.
- Этой ночью прибыло 6 автобусов, которые привезли 300 человек, – говорит начальник ЦВСИГ Алексей Лагода, которому в этой ситуации точно не позавидуешь. - Их чисто физически всех не могли сразу разместить в камеры.
Вот как описывают сами люди ожидание своей очереди. Цитирую сообщения в твиттере от девушки, которая посылала их всю ночь.
«Мы держимся», но мы не спали со вторника. Провели в автозак, 4 часа ожидания»
«Четыре утра. Наша машина шестая в очереди. Я поспала на полу автозака, жить стало лучше!»
«Нас пустили покурить и теперь пол мокрый (от снега с ног). А ведь мы помещались в автозаке только, если двое сидели на полу. Иначе приходится стоять, а стоять мы уже не можем. Еще мы начали ссориться, потому что кто-то уже не выдерживает кукухой. Спели «Луч солнца золотой» и все уснули. Магия!»
«Поспала еще немного, отжав себе место на скамейке. Мы сменили позицию и теперь стоим прямо у входа».
«6.05. Никогда кричалка «Выпускай» не была такой актуальной».
«Сразу написания этого твита из нашего автозака забрали парней, остались девушки. Победа близка».
В других автозаках, по сообщению людей, не всегда топили (видимо, экономили бензин, который заканчивался), не выводили в туалет.
В 8 часов утра, по словам начальника, никого в машинах уже не было, всех перевели в теплое сборное помещение. Примерно 180 человек до сих пор пока не в камерах, поскольку их только документируют (но они, повторюсь, в помещении центра). Сотрудники реально не справляются.
- Вчера принимали передачки до 23.00, - уверяет начальник. – Все арестованным раздали.
Остается проблема недопуска адвокатов, что нарушает право на защиту. Все упирается опять-таки в человеческие ресурсы, некому выводить арестованных на встречи с защитниками.
Самое важное: места в центре закончились, так что принимать больше никого не будут. Но тогда есть опасность, что людей повезут в регионы, что еще хуже. Есть вариант решения, на котором настаивают многие члены СПЧ (в том числе автор этих строк) и который бы вполне мог удовлетворить власти: давать отсрочку наказания. 31.5 так и называется: "Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания".