Начнем с того, что у самого Жапарова есть проблемы с репутацией. До октябрьского переворота он был судим за попытку захвата власти и похищение человека. После того, как в октябре Жапаров пришел к власти, суд отменил свои предыдущие решения, но осадок остался. О прошлом ему постоянно напоминает оппозиция.
Новая кадровая политика президента Жапарова тоже вызывает вопросы. Стремительную карьеру при нем сделали бывший администратор московского ресторана Дастан Дуйшекеев, который стал заведующим отдела внешней политики в аппарате президента Киргизии, новый глава южной резиденции президента Киргизии Санжарбек Толонбаев ранее работал менеджером в «таксомоторной службе» в России…
По словам политолога из Киргизии Игоря Шестакова, одной из причин, по которой тяжело найти высококвалифицированного специалиста на государственную службу, является низкая зарплата. В среднем, чиновники получают 8-10 тысяч сомов (около 100 долларов). При этом он уверен, что объявить об очистке системы от коррупционеров недостаточно, важно понимать, по каким критериям будут отсеивать недостойных. «В Киргизии очень многих политиков называют коррупционерами по политическим мотивам. Соответственно, нужны ясные критерии по подбору кадров. При этом в Киргизии, действительно, сложилась традиция назначать на высокие должности людей из-за их близости к правящей партии, а не по принципу их профессионализма. Жапаров обещает за короткий срок вывести страну из экономического кризиса, для этого понадобятся новые люди. Но даже новые люди не смогут выжить на 8-10 тысяч сомов в месяц. Такой зарплаты семье не хватит даже на неделю. Естественно, чиновники начинают воровать, даже если изначально они шли на работу с чистыми помыслами. Соответственно, зарплаты надо повышать, а количество чиновников сокращать. Только тогда обновление кадров может дать результат», - сообщил «МК» Игорь Шестков.
Идею Жапарова нельзя назвать уникальной. В рамках ЕАЭС ровно по тому же пути недавно прошла Армения. Правительство Никола Пашиняна тоже объявило о борьбе с коррумпированными чиновниками, которые достались ему от предыдущим властей. Но у Пашиняна не оказалось достаточного количества проверенных профессиональных кадров, а со стороны люди не хотели занимать должности из-за почти нищенских зарплат. В результате на работу начали брать кого угодно, лишь бы не сторонников «Республиканской партии» и двух предыдущих президентов. В связи с этим качество управления государством начало падать. Иностранные инвесторы и союзники Армении на какое-то время перестали понимать, чего собственно добиваются новые власти. Сумятицей воспользовался Азербайджан, который поспешил завоевать большую часть Карабаха.
Киргизии война, конечно, не угрожает, зато есть тяжелые проблемы в экономике. По некоторым данным, по итогам 2020 года ВВП страны могло сократиться на 25%, если считать теневой сектор, который по одним данным составляет 40% всей экономики страны, а по другим все 80%.
«Решение Жапарова довольно популистское. Дело в том, что государственный аппарат очень большой, поэтому переформатировать его полностью за счет новый кадров практически невозможно. При этом новые люди, не имеющие никаких связей с предыдущими властями, будут плохо справляться со своими обязанностями. У них не будет никакой институциональной памяти, они не будут понимать, как работает документооборот, как выстраиваются отношения внутри ведомств и между ведомствами и так далее. Прежде всего, пострадает стабильность государственного аппарата. И здесь возникает вопрос, действительно ли Жапаров хочет кардинальным образом поменять философию и структуру власти в Киргизии, и есть ли у него понимание того, куда и какими темпами движется государство, как им нужно управлять», - рассказал «МК» Станислав Притчин, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.