Организаторы Всемирного экономического форума в Давосе неоднократно пытались зазвать к себе Владимира Путина. Он несколько раз приезжал на престижную «тусовку миллиардеров», когда работал в мэрии Петербурга, но после 2000 года принял приглашение лишь однажды — 11 лет назад, будучи премьер-министром. В 2021 году из-за пандемии коронавируса сам форум перенесли на май, причем состоится он не в Швейцарии, а в Сингапуре. А то, в чем согласился поучаствовать Владимир Путин называется Davos Agenda («Давосская повестка») — это серия онлайн-сессий, проходящих с 25 по 29 января под общим девизом «Решающий год для восстановления доверия».
До российского президента на заданную тему уже успели порассуждать председатель КНР Си Цзиньпин, с пафосом озаглавивший свой доклад «Пусть факел мультилатерализма осветит путь к будущему человечества», канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и уже подзабытая из-за коронавируса Грета Тунберг. Далее эстафетная палочка должна перейти к премьер-министрам Италии, Индии, Израиля и Японии. А «на сладкое» запланирована дискуссия с Билом Гейтсом.
В отличие от своего китайского друга, Владимир Путин не стал злоупотреблять красивыми фразами и заряжать аудиторию неоправданным оптимизмом. Никакого светлого будущего для человечества президент, как выяснилось, не ждет. Скорее наоборот: мир, по его мнению, рискует сорваться в глобальную борьбу всех против всех. «Противоречия закручиваются, что называется, по спирали. В XX веке неспособность и неготовность решать подобные проблемы обернулась Второй мировой войной», — напомнил Путин. И хотя сейчас до «горячего» конфликта дело, по его мнению, скорее всего не дойдет, ситуация в любой момент может потерять управляемость. «Наша общая задача — избежать такой перспективы, похожей на мрачную антиутопию, и обеспечить развитие иной — гармоничной и созидательной траектории», — подчеркнул ВВП.
После этих слов напуганная аудитория, казалось, была вправе ожидать готовых рецептов, следование которым позволит предотвратить глобальную катастрофу, но их у российского президента, увы, не нашлось. Вместо этого Путин продолжил перечислять вызовы и трудности, угрожающие человечеству.
Самый главный из вызовов — социальное неравенство, которое только усилилось на волне глобализации. «Если в 2000 году в США доходы $5,5 в сутки имели 3,6 млн человек, то в 2016-м — 5,6 млн человек», — процитировал доклад Всемирного банка ВВП. Пандемия коронавируса дополнительно обострила социальную напряженность: потери трудового дохода за 9 месяцев 2020 года составили $3,5 трлн, глобальный рынок труда лишился 250 млн рабочих мест. Чтобы перезапустить экономику, по мнению Путина, нужны новые инструменты, поскольку привычное стимулирование за счет раздачи дешевых кредитов бизнесу и гражданам уже не работает: «пузырь» раздувается, а расслоение растет. Однако какие именно инструменты «сработают» в сложившейся ситуации, ВВП опять-таки не указал.
Вторым по значимости вызовом российский президент назвал общественно-политический. Но его причины опять-таки следует искать в неправильно работающей экономике и ошибочной социальной политике. Люди выражают неудовольствие не из-за каких-то «умозрительных вещей», а потому что сталкиваются с конкретными проблемами, объяснил подноготную уличных протестов ВВП. Политические взгляды, по его мнению, большого значения не имеют. Иногда люди только думают, что их придерживаются, добавил он.
В привязке к протестам Путин упомянул цифровые платформы, которые уже вышли за рамки бизнеса и «по отдельным направлениям де-факто конкурируют с государствами». «У общества возникает вопрос: где грань между востребованными услугами и сервисом и попытками грубо, по своему усмотрению управлять обществом и подменять легитимные демократические институты», — заявил он. Примечательно, что буквально накануне теми же самыми вопросами и примерно в такой же тональности задавалась на форуме глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, пообещавшая, что для соцсетей будут установлены жесткие и однозначные правила игры.
Наконец, третий глобальный вызов, по мнению Путина, — обострение всего комплекса международных проблем. Об этом на разных площадках российский лидер говорил уже не раз, но, пожалуй, впервые обозначил, что корень зла кроется… опять-таки в социально-экономических противоречиях. Будучи не в силах справиться с ними, некоторые страны ищут «козла отпущения», на которого можно перенаправить раздражение своих граждан, пояснил ВВП. Градус пропагандистской риторики у властей таких стран нарастает. А в перспективе можно ожидать и «более агрессивных практических действий», включая использование торговых барьеров, нелегитимных санкций и других ограничений.
Что же нужно сделать, чтобы убрать первопричину всех бед и покончить с социальным неравенством? В конце выступления президент все-таки дал несколько советов на этот счет, правда, предупредив, что никаких ноу-хау аудитория от него не услышит.
Во-первых, сказал Путин, нужно создавать комфортную среду для жизни людей, строить жилье, создавать объекты инфраструктуры, заботиться об экологии. Во-вторых, граждане должны быть уверены, что работа даст им устойчивый доход, социальный пакет и право на достойную пенсию. В-третьих, необходимо развивать качественную и доступную медицину. В- четвертых, все дети вне зависимости от доходов семьи должны иметь возможность получить хорошее образование. «Только те страны, которые смогут добиться прогресса хотя бы по этим четырем направлениям, обеспечат себе устойчивое развитие», — заявил Путин, отметив, что Россия, вооружившись нацпроектами, уже идёт по этому пути.
Самая интересная часть мероприятия — дискуссия президента в формате «вопрос-ответ» с руководителями иностранных компаний — неожиданно оказалась недоступна для СМИ. Кто именно принял такое решение и о чем шла речь за закрытыми онлайн-дверьми — на момент подписания номера было неизвестно.