Военные эксперты объяснили «МК» что заставило руководство нашей страны пойти на этот шаг, и почему президент Путин, выбирая между позицией МИДа и Минобороны, поддержал позицию военных.
В многосторонний договор по «Открытому небу», подписанный 35-ю участниками, среди которых США, входят Украина, Россия, Белоруссия, а также европейские страны, большинство из которых являются членами НАТО. В мае 2020 года президент США Дональд Трамп заявил: США выходят из этого договора, сославшись, как обычно, на то, что Россия, якобы, нарушает условий этого соглашения. Одновременно европейские страны предложили России остаться в договоре, несмотря на выход из него США. На что президент Путин тогда заявил: «Европейцы нам говорят: ну, пускай они (США – «МК») выходят, а вы не выходите. Я говорю: здрасьте! Вот кино хорошее! Вы же все члены НАТО. Значит, вы будете летать, передавать американцам всю эту информацию, а мы не сможем этого делать, потому что мы останемся в этом договоре? Поэтому давайте-ка дурака не будем валять. Давайте будем разговаривать по-честному друг с другом».
Российский МИД также неоднократно напоминал европейцам, что ведут они себя по отношению к нашей стране далеко всегда не по-джентльменски. А потому условием продолжения российского участия в договоре по «Открытому небу» глава МИД Сергей Лавров называл юридическое закрепление обязательств стран-участников по непредоставлению ими США информации, полученной во время наблюдательных полетов. Однако против такой позиции выступало руководство российского военного ведомства, которое не очень расположено доверять на слово западным партнерам. Жизнь научила. И вот теперь, судя по всему, в этом вопросе военные взяли верх над дипломатами.
Вот как это прокомментировал «МК» бывший начальник Международно-договорного управления, заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ (2002–2009) генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский:
- Путин уже дважды заявлял, что если американцы выходят из этого договора, то и нам там тоже оставаться абсолютно незачем. Я думаю, что в ближайшее время эта позиция будет объявлена официально. По-моему, уже 25 числа открывается очередная сессия по договору «Открытое небо», и я думаю, либо в преддверии этой сессии, либо на ней самой будет заявлено, что мы выходим из этого договора. Лично у меня изначально была такая точка зрения, что исходя из практических соображений, оставаться в этом договоре для нас нет никакого смысла, так как после выхода из него Вашингтона, мы не будем иметь никакой информации по континентальной части США. А вот они будут иметь всю информацию о нас от своих союзников.
И все уверения западноевропейцев о том, что, дескать, ничего они передавать США не будут, так как в договоре на этот счёт есть специальные положения, это всё – разговоры в пользу бедных. У европейцев и американцев существует единый верификационный центр в Брюсселе. Там заправляют американцы. Так что они и спрашивать никого не будут. Просто будут брать у европейцев эту информацию и всё. Выход из этого договора для нас сейчас – дело принципа.
Поначалу была ещё позиция МИДа, который говорил, что мы можем остаться в этом договоре, чтобы продемонстрировать свою приверженность и открытость. Но ведь это же договор о мерах доверия, а не по контролю над вооружениями. Ну, а теперь, видимо, президент принял в сторону Министерства обороны, которое изначально занимало позицию: если там нет американцев, то и нам в этом договоре делать нечего.
Аналогичной позиции придерживается председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Герой России генерал-майор Сергей Липовой:
- Фактически договор по открытому небу перестал существовать еще 22 ноября 2020 года, когда из него вышли Соединенные Штаты. Страны Европы, что бы ни говорили их лидеры, подчиняются решениям США. Можно сказать, что последний фактор, сдерживающий возобновление «холодной войны», устранен. России ничего не остается, кроме как принять правила игры. Выполнять условия Договора в одностороннем порядке не имеет смысла. Провокации со стороны США и НАТО теперь станут явственнее и наглее. Мы должны быть готовы к симметричному ответу. Со своей стороны Россия сделала все, что могла, для сохранения Договора и недопущения эскалации напряжения отношений с НАТО. Печально, что Европа не поддержала нашу страну в этих стремлениях. Произошло то, что должно было произойти – Договора больше нет.