МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Штурм Конгресса США может ударить по России

Как усмирить «коллективного Цукерберга»

Когда надоевший всем своими занудными и не очень искренними лекциями о нравственности самозваный «моральный лидер человечества» попадается с поличным на посещении борделя, у публики это обязательно вызывает состояние безудержного веселья. То, что после внезапного штурма Конгресса США Россия вот уже который день надрывается от смеха, понятно и оправданно.  Но из этого состояния веселья можно и нужно выходить. 

На смену злорадному декламированию «не рой другому яму — сам в нее попадешь» должен прийти трезвый анализ: повлияет ли осквернение «бастиона американской демократии» на Россию и если повлияет, то как именно? 

Фото: AP

Один из младших идеологов российской власти времен пребывания в Кремле Владислава Суркова Алексей Чадаев, реагируя на события в Америке, высказал в социальных сетях следующую мысль: «Парадоксальным образом в самой попытке вернуть «им» их же многолетнюю риторику в «наш» адрес читается, увы, вторичность и слабость нашей собственной картины мира. Мы этим как бы сразу вскрываемся, лишний раз подтверждаем, что таки да, их пропаганда работает, а наш (тоже многолетний) контрпроп — всего лишь временные заглушки». Я не готов согласиться с этим утверждением на все 100%. Но в словах Чадаева точно что-то есть.

В самой Америке сейчас продолжаются причитания на тему «такого кошмара не было никогда». Но более точно нынешнюю ситуацию в США можно описать, используя бессмертное высказывание Черномырдина «никогда такого не было — и вот опять». Вспомним, например, 1968 год. Сначала убивают лидера движения за права чернокожего населения Мартина Лютера Кинга. Через два месяца то же самое происходит с основным кандидатом на роль следующего президента США, сенатором Робертом Кеннеди. Все это происходит на фоне постоянных беспорядков в ведущих университетах США, массовых сожжений американских флагов, ожесточенных столкновений демонстрантов с полицией и, самое главное, безумно дорогой и очень кровавой войны во Вьетнаме из которой Америка никак не может выбраться. Вспомним все это — и зададим себе вопрос :  когда политический кризис в Америке был более глубоким и тяжелым — сейчас или 53 года тому назад? 

Не знаю как вы, но я обеими руками «голосую» за 1968 год. Неудобная для России правда заключается в том, что кратковременный переход здания Конгресса под контроль «людей с рогами» никоим образом не сломал американскую политическую систему и не лишил США ни желания, ни способности создавать нам проблемы во всех возможных сферах. В личном плане граждане РФ могут симпатизировать кому угодно из героев нынешней американской политической драмы. Политически некорректное большинство россиян «болеет» за Трампа. Политически корректное меньшинство выступает за Байдена. Но и в том, и в другом случае эти наши симпатии носят односторонний и безответный характер. Республиканцы и демократы могут сколько угодно мутузить друг друга, но по поводу Москвы у них консенсус: русских надо давить!

Какие же тогда полезные уроки для себя Россия может извлечь из драматических американских политических событий января 2021 года? Думаю, что вот какие. Начиная с самого детства, я обожал научно-фантастические фильмы о будущем, в начале которых говорилось: правительства национальных государств превратились в декоративные органы, реальная власть принадлежит транснациональным корпорациям. Вынужден констатировать: если говорить о информационной сфере, то это будущее — уже не будущее, а самое что ни на есть настоящее. Как газетчику до мозга костей мне очень обидно писать эти строки, но против правды не попрешь: социальные сети типа Твиттера или Фейсбука сегодня как минимум ничуть не менее важны и не менее влиятельны, чем все вместе взятые традиционные СМИ. 

Разумеется, российская власть прекрасно осознавала всю значимость подобного положения дел еще задолго до отлучения Трампа и иже с ним от социальных сетей. Направленные на усмирение «коллективного Цукерберга» поправки в российское законодательство вступили в силу еще тогда, когда о штурме Конгресса еще никто не помышлял. Но события первых дней этого года самым серьезным образом изменили масштаб проблемы. Даже для тех, кто всеми фибрами своей души ненавидит Трампа, стало очевидно: в руках нескольких международных корпораций сосредоточена просто неимоверная власть — власть, которую они без колебаний готовы использовать для установления очень эффективной цензуры. 

Зная то, как мыслит Путин и его окружение, я довольно четко себе представляю, какой именно вывод из произошедшего сделали в Кремле. Усилия, направленные на подчинение «коллективного Цукерберга» российскому законодательству, теперь будут удвоены или даже утроены. И можно ли будет за это упрекать Кремль? Лично я к подобным упрекам не готов. Тот объем власти, который оказался в руках никем не избранных руководителей транснациональных информационных корпораций, является аномально высоким и опасным для российского суверенитета. Но вот что меня не на шутку беспокоит: борясь с информационным монополизмом международных корпораций, не вышвырнем ли мы вместе с водой и ребенка? Не приведет ли неизбежное закручивание гаек к возвращению в нашу жизнь столь знакомого нам по советскому времени государственному информационному монополизму? Если кому-то покажется, что, ставя вопрос подобным образом, я чрезмерно заостряю проблему, то я с этим, пожалуй, соглашусь. 

Да, я нарочно заостряю проблему и делаю это совершенно осознанно. Усмиряя «коллективного Цукерберга», российская власть обязана пройти между Сциллой и Харибдой. Если сделать этого не удастся, то ситуация станет по-настоящему дикой. Получится, что штурм Конгресса США больше ударит не по американской, а по российской демократии. 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах