- Судя по всему, Трамп изначально не представлял, к каким последствия могут привести его слова. Одно дело, сидя на диване призывать к несогласию с результатами выборов президента, и совсем другое быть президентом, у которого, условно говоря, бунт на Красной площади. В этой ситуации у Трампа, возможно, впервые хватило мужества отреагировать на происходящее как президенту, а не как человеку, представляющему группы отдельных разъярённых товарищей. Правда, оппозиция это не сильно оценила. В частности, Трампа забанили в твиттере и Facebook, а демократы обсуждают возможность его импичмента. Технически у них теперь нет никаких преград, так как они получили большинство в обеих палатах Конгресса, но вряд ли они решат заморачиваться, проще подождать две недели, после чего Трамп сам уйдет. В противном случае политический кризис может усугубиться.
- Насколько неожиданным является захват Капитолия для американской политической культуры?
- Вряд ли кто-то мог спрогнозировать попытку захвата Капитолия – этот шаг выходит за рамки американской политической традиции. Например, когда летом США трясло от массовых акций протестов, только в Сиэтле люди захватили центральную площадь, но и то им, скорее, разрешили это сделать.
Вероятно, это является результатом раскола страны. Половина страны считает приход к власти Демократической партии справедливостью, а другая половина говорит об украденных выборах и построении мира, в котором им нет места. Речь идет не только об экономических программах, но и о ценностях, устоях и образе жизни, которые серьезно различаются у американцев.
Кроме того, Трамп, в отличие от традиционных американских президентов, даже не пытался быть президентом нации. Он всегда был президентом своего электората. Фактически предыдущие четыре года в США велась война между сторонниками и противниками Трампа, а теперь мы увидели ее логическое завершение. Четыре года Трамп подливал масла в огонь, а теперь пожинает урожай. Хотя вряд ли он такого ожидал.
- А если бы на выборах победил Трамп, мы бы все равно могли увидеть штурм Капитолия?
- Сложно сказать, потому что даже нынешние события были сложно прогнозируемыми. Но, если исходить из раскола общества и враждебного отношения американцев друг к другу, то почему бы и нет. Кроме того, если вспомнить 2016 год, то следует отметить, что и тогда демократы протестовали достаточно долго. Они не дошли до Капитолия, но их было значительно больше, чем тех, кто 6 января пошел на штурм. В данном случае, помимо призывов Трампа не признавать итоги выборов, большую роль могло сыграть и то, что фактически начали сбываться предсказания демократов, которые изначально говорили, что Трамп добровольно не уйдет со своей должности.
- Насколько острым противостояние внутри американского общества будет острым в следующие четыре года?
- Если человек побеждает на президентских выборах с минимальным перевесом, у него гарантированно будут проблемы во время правления. Половина страны будет им недовольна.
Вообще, раскол общества начался примерно в конце 1960-х годов. В тот период демократы и республиканцы были очень похожи друг на друга, но им нужно было бороться за электорат. В результате американцам предложили различные ценностные блоки, которые в дальнейшем раскололи общество.
Параллельно с этим в США идет построение социального государства. В традиционной американской модели для него нет места. Там государства старается максимально дистанцироваться от подобных тем. Вместе с тем, основы социального государства начали закладывать еще при Рузвельте в качестве ответа на экономические вызовы. Сейчас демократы все больше уходят в «социалку», а республиканцы отстаивают традиционную модель. Сейчас мы находимся в финале мук рождения социального государства в США, но оно может растянуться еще на 10 лет.