МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Российские ядерные поезда назвали "кошмаром США"

Но эксперты поспорили о возможности их широкого применения

В арсенале российских ядерных сил вскоре может появиться оружие, которое Вашингтон считает ночным кошмаром для своей системы противоракетной обороны: боевые железнодорожные ракетные комплексы «Баргузин». Это ядерный поезд-носитель межконтинентальных баллистических ракет (БЖРК). Такое мнение высказал военный эксперт Алексея Леонков.

Источник: Youtube

Леонков считает, что постановка БЖРК на вооружение способна стать ответом на размещение в Европе американских ракет средней и меньшей дальности.

Ждать американских ракет Европе, судя по всему, осталось недолго. На последней встрече министров обороны Альянса почти все они дали согласие на размещение этого оружия у себя в странах, о чем рассказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Способен ли новый российский боевой железнодорожный ракетный комплекс стать сдерживающим фактором для размещения американского ядерного оружия в Европе? На этот вопрос «МК» ответил один из ведущих российских экспертов в области ядерных вооружений.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы ранее уже стояли на вооружении российской армии. Точнее, советской. Это был БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». По классификации НАТО комплекс получил название SS-24 Scalpel («Скальпель»). «Скальпелем» его прозвали за «хирургическую» точность баллистических ракет. Испытания комплекса в железнодорожном варианте завершились в 1987 году. К 1991 году в СССР было развернуто три ракетных дивизии БЖРК: в Костроме, Перми и Красноярске.

Американцы страшно боялись этого оружия, так как среди тысяч курсирующих по российским просторам железнодорожных поездов, распознать ракетный комплекс с ядерными боеголовками было сложно даже самой современной аппаратуре спутников-шпионов. Его наличие делало практически бесполезным существование системы ПРО США как таковой. В результате на российско-американских переговорах по ядерному разоружению главное, на чем активней всего настаивали американцы, было уничтожение именно БЖРК.

В 1993 году своей цели они достигли. Решением Ельцина часть комплексов сняли с вооружения и отправили в отстойники. Другая часть на глазах офицеров РВСН, которые на них служили, и конструкторов, которые их создавали, торжественно под музыку военных маршей отправили на разделку. Ракетчики рассказывали, как они плакали, наблюдая за тем, как их страна по требованию США уничтожает свое лучшее оружие, которого не сумел создать никто в мире, включая американцев.

Как рассказывали ракетчики, к созданию этих уникальных комплексов в свое время их подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды советская разведка получила данные (к ним даже прилагались фотографии), которые свидетельствовали о том, что в США по проекту Peacekeeper Rail Garrison создается новое оружие – «ядерные поезда». Они якобы будут двигаться под землей по специальным туннелям. Затем, в определенных точках смогут выезжать на поверхность, чтобы оттуда неожиданно для противника пустить стратегическую ядерную ракету.

Говорят, эта информация произвела сильное впечатление на советское руководство. Было принято решение догнать американцев, создав что-то подобное. Правда, у наших военных не было столько денег, как у Пентагона, чтобы строить огромную сеть подземных туннелей. Советские разработчики решили сэкономить: не загонять поезда под землю, а воспользоваться уже имеющейся железнодорожной инфраструктурой. То есть пустить их по обычным путям, замаскировав под товарные составы, что оказалось не только дешевле, но и эффективней.

Позже, правда, выяснилось, что советской разведке американцы просто подсунули «дезу» про подземные ядерные поезда, подкрепив ее фотографиями небольшого натурного макета. Хотели вынудить «оборонку» противника заняться бесполезным проектом, потратив кучу денег впустую.

Но тут они явно просчитались. К моменту, когда стало известно, что американская идея – банальная дезинформация, наши конструкторы уже создали новое уникальное высокоэффективное ядерное оружие. Оно имело ракеты с серьезным комплексом средств преодоления противоракетной обороны, дальностью 10 тыс. км и десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт.

Комплекс выглядел как обычный железнодорожный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов. От обычного состава его отличало лишь то, что спецвагоны имели по восемь колесных пар.  В эшелоне один вагон был командным пунктом, еще три с открывающейся крышей - установки с твердотопливными ракетами «Молодец». Причем ракеты прямо из составов могли запускаться не только со специальных стоянок, но и с любой точки маршрута. Для этого поезд останавливался, пусковая установка принимала вертикальное положение, и ракета стартовала. 

На пути движения таких поездов пришлось провести специальные работы по укреплению железнодорожного полотна: сделать насыпи с более плотной щебенкой, уложить тяжелые рельсы, а деревянные шпалы заменить железобетонными. Военное руководство этим поездам придавало большое значение. Офицеры боевых расчетов имели звания выше, чем их коллеги, служившие на таких же должностях при шахтных комплексах.

Для Пентагона появление БЖРК стало шоком: какой из тысяч товарняков, катающихся по дорогам самой большой в мире страны, должен стать целью для превентивного ядерного удара? Определить было невозможно. Стрелять по всем сразу - никаких боеголовок не хватит. В результате, чтобы хоть как-то попытаться отследить перемещение БЖРК, американцы были вынуждены постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов. Но даже такое дорогое удовольствие не позволяло разведслужбам США из космоса гарантированно идентифицировать ядерные поезда на маршрутах их боевого патрулирования.

Естественно, когда в 90-х политическая ситуация в СССР позволила, американцы тут же попытались взять реванш. Поначалу они добились от российского руководства, чтобы БЖРК больше не ездили по стране, а стояли на одном месте, где их можно было держать под постоянным контролем. Такое решение дало США колоссальную экономию военного бюджета, позволив сократить группировку спутников-шпионов над Россией с 16-18 до 3-4. Позже они добились, чтобы все БЖРК были сняты с вооружения.

Последний состав отправлен на разделку в 2005 году. В России официальным поводом для этого называли конец гарантийных сроков эксплуатации ракет. Продление их стало большой проблемой, так как делались они на Украине, ставшей после развала Союза безъядерной. Головным разработчиком было КБ «Южное» в Днепропетровске, а единственным производителем – Павлоградский механический завод. 

Однако российские военные, особенно в РВСН, никогда не забывали про БЖРК. Как только Ельцин оставил президентский пост, ряд представителей военного руководства начали доказывать верховному главнокомандующему необходимость возврата к идее такого оружия, особенно в условиях, когда США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО в 2002 году.

В 2009 году командование РВСН уже открыто заговорило о необходимости создания новых БЖРК. В поддержку проекта выступил Юрий Борисов – на тот момент замминистра обороны по вооружению. В 2012 году начались опытно-конструкторские работы. Стало известно, что преемник БЖРК «Молодец» получил наименование «Баргузин». А в 2016-м даже были проведены его бросковые испытания. Однако после этого работы по проекту «Баргузин» были приостановлены.

Ряд экспертов полагает, что причиной могли стать вопросы прибыли и коммерции. Возможно, компания «РЖД» не была готова ущемлять свои бизнес-интересы в угоду военному ведомству. По дорогам страны вновь начали бы регулярно курсировать БЖРК, их пришлось бы учитывать в расписании движения поездов, координировать графики, ремонтировать железнодорожное полотно, которые быстрей приходит в негодность от движения по нему тяжелых военных составов.

Проблему «тяжести» БЖРК, по поводу чего у военных с железнодорожниками в прошлом вечно возникали конфликты, российские конструкторы на сей раз решить сумели. Раньше главным недостатком БЖРК «Скальпель» считались тяжелые ракеты весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне. Их требовалось размещать в двух, усиливая колесные пары.

БЖРК «Баргузин» получил новые, более легкие ракеты РС-24, которые используются в комплексах «Ярс». В результате вес каждого вагона стал таким же, как у обычного грузового состава. Правда, у старых ракет было по 10 боеголовок, а у РС-24 только 4. Зато новый комплекс способен везти ракет вдвое больше. Хотя по боеголовкам все равно выходит 24 против прежних 30. 

Несмотря на это, аналитики считают, что боевая эффективность нового комплекса намного выше, так как РС-24 - ракеты с самыми современными характеристиками, имеющие мощные средства преодоления ПРО. Дальность действия - до 11 тысяч километров. Все это в целом, по мнению ряда военных экспертов, может сделать БЖРК убедительным ответом на действия США по размещению их ракет в Европе.

Правда, столь однозначной позиции придерживаются не все. Вот, к примеру, как прокомментировал возможность подобного шага экс-начальник управления военной безопасности аппарата Совета безопасности РФ, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН, 1994-1996) генерал-полковник Виктор Есин:

- В существующей Программе вооружения до 2027 года финансирование проекта БЖРК «Баргузин» не предусмотрено. Если американцы начнут развертывать свои ракеты в Европе, то, конечно, России придется принимать ответные меры. Но я полагаю, что и в этом случае вряд ли будет реанимирована эта программа, так как на «Баргузине» должны стоять межконтинентальные баллистические ракеты большой дальности. А ответ потребует нанесения удара по европейским целям, где будут стоять ракеты малой и средней дальности. 

- Да, но президент Путин говорил, что ответные удары будут наноситься не только туда, откуда будут стартовать такие ракеты, но и по тем центрам, откуда будет даваться команда на их применение. А такие центры находятся именно в США.  

- Если нам потребуется реализовать то, о чем сказал Владимир Путин, то у нас средств и без того достаточно. И если мы не хотим, чтобы американцы начали развертывать не только ракеты средней и меньшей дальности в Европе, но и наращивать свой собственный потенциал межконтинентальных баллистических ракет, мы не должны выступать инициаторами такого процесса. Иначе, как только мы начнем разворачивать «Баргузин», они тут же приступят к развертыванию дополнительного количества своих межконтинентальных ракет. Начнется гонка вооружений. А нам это надо? 

- Но в качестве ответной меры развертывание «Баргузина» все-таки возможно?

- Такой вариант, безусловно, возможен. Но наряду с другими мерами

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах