На протяжении 45 дней, пока шли военные действия, Баку и Ереван, а также Анкара вели еще и информационную войну. Каждый день звучали громкие заявления, угрозы, победные реляции, опровержения. В этом информационном сражении голос Москвы почти не был слышен.
Создавалось впечатление, что Россия дистанцировалась от происходящих событий и никак в них не участвует. Но это оказалось не так. Россия была «в теме», и ни на минуту не выпускала происходящее в Закавказье из своего внимания. Только делала это без информационного шума.
Лишь недавно, например, стало известно, что президент Путин сутками вел интенсивные телефонные переговоры с заинтересованными сторонами. Можно предположить, о чем шла речь. Наверняка, Баку пытались уговорить отказаться от планов военного захвата Арцаха. Такие планы были. К этому подталкивал союзника и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Ясно, что Москва отговаривала Баку от такого сценария. Вооруженный захват сакральных для армян земель Арцаха и полный исход оттуда армянского населения стал бы миной замедленного действия, которая рано или поздно бы рванула очередной войной в непосредственной близости от российских границ.
Но подобные логичные доводы в конфликтных ситуациях редко останавливают победителей. Они настроены на то, чтобы взять все и сразу. Чтобы изменить этот настрой, нужны другие аргументы. И, скорее всего, они были использованы Москвой в ее усилиях остановить войну в Нагорном Карабахе. В этом убежден ведущий военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
По его мнению, ключевое значение для прекращения военных действий в Нагорном Карабахе имела демонстрация военных возможностей России в регионе. Причем одной только демонстрации готовности применить силу хватило для того, чтобы война прекратилась.
«Ноябрьские события показали, что мы менее чем за сутки можем создать на стратегическом направлении группировку носителей с более чем сотней единиц КРБД (крылатых ракет большой дальности. – «МК») в одном залпе», - написал Виктор Мураховский на своей странице в Facebook, оценивая военные итоги ушедшего года и миротворческие усилия России в Закавказье.
Носителями крылатых ракет большой дальности, как известно, являются самолеты нашей стратегической авиации, а также подводные лодки и надводные корабли. Так, в Каспийской флотилии есть ракетные корабли – носители крылатых ракет «Калибр-НК». Несколько лет назад они наносили удар крылатыми ракетами из акватории Каспия по базам террористов в Сирии.
По словам Виктора Мураховского, были в полной мере продемонстрированы и возросшие маневренные возможности российской армии. Было показано, что она за сутки способна перебросить передовой эшелон бригадной тактической группы Сухопутных войск с одного стратегического направления на другое, а бригадную тактическую группу целиком – за трое суток.
Как известно, после заключения соглашения 10 ноября Россия за несколько дней перебросила в Нагорный Карабах почти 2 тысячи военнослужащих миротворческого контингента. Ясно, что в период интенсивных переговоров, когда обсуждались условия прекращения войны, Россия объявила о готовности к проведению такой воздушной операции.
Кроме того, по словам Мураховского, российская армия продемонстрировала в Закавказье, где она имеет военную базу в армянском Гюмри, что способна в операционном районе «поднять и выдвинуть своим ходом на угрожаемое направление батальонные тактические группы немедленного применения буквально за несколько часов».
«Именно эти аргументы лежат в основе тех предложений «на столах переговоров», которые невозможно игнорировать даже самым борзым зарубежным политикам», - резюмировал Виктор Мураховский.
По его словам, никогда за всю историю СССР и новейшей России в армии не было такой высокой степени укомплектованности, такой высокой доли соединений и частей постоянной готовности, как сейчас.
При этом, считает эксперт, боевая Вооруженные силы «должны заниматься своим делом и на полигонах, и в районах боевых действий». «В воздухе, на земле, на море. В режиме 24/365. Много над чем есть поработать, но основа заложена неплохая», - отметил он.
Важным достижением российской армии в последние годы он назвал решение кадровых проблем. «Нам все же удалось после погрома 2008 года возродить профессиональный офицерский корпус, на сегодняшний день это факт. Сейчас не менее важная задача – постепенно формировать профессиональный сержантский корпус. Это непросто, это займет немало времени, но делать надо обязательно», - сделал вывод эксперт.