В годы президентских выборов в США всегда происходит очередной всплеск публичного негодования по поводу того, что Коллегия выборщиков еще существует. Этот придуманный отцами-основателями США институт не просто изжил себя за почти два с половиной столетия – он нарушает демократическое волеизъявление граждан, лишая их возможности напрямую избирать президента.
Из-за этой Коллегии президентом США может стать (выборы 2000 и 2016 годов тому пример) не тот, кто получил больше голосов в масштабах страны, а тот, кто получил хотя бы минимальный перевес в нескольких, не самых главных, штатах.
На выборах 2016 года Трамп одержал победу благодаря тому, что за него проголосовало чуть-чуть больше избирателей, чем за Хиллари Клинтон, в штатах Висконсин, Пенсильвания и Мичиган. Скольких голосов недосчиталась Хиллари? Ей не хватило всего-то 38 868 голосов – именно в этих трех штатах. А в общенациональном масштабе за нее проголосовало на 3 млн больше избирателей, чем за Трампа.
На выборах 2020 года Байден в общенациональном голосовании имел перевес в 7 млн голосов. Но если бы в Аризоне, Джорджии и Висконсине, пишет журнал The Week, за Трампа было подано на 33 139 голосов больше, то без этого количества Байден не победил бы, а Трамп, напротив, получил бы мандат на второй президентский срок. Давайте применим арифметику: 33 139 – это 0,47% от 7 000 000. Когда гигантский перевес кандидата может опрокинуть столь ничтожный процент, это – карикатура на демократию.
За историю существования американского государства было сделано свыше 700 попыток ликвидировать Коллегию выборщиков – первым выступил против своего же детища один из отцов-основателей Соединенных Штатов, Александр Гамильтон, в 1802 году.
Но лишь единожды Коллегию уже почти похоронили – это было в 1969 году, после выборов-1968, когда расист с Юга Джордж Уоллес, экс-губернатор Алабамы, баллотировался как независимый третий кандидат. Уоллес едва не получил в Коллегии выборщиков такое количество голосов, которое лишило бы обоих главных кандидатов – республиканца Ричарда Никсона и демократа Губерта Хамфри – необходимого для победы минимума, 270 голосов в Коллегии выборщиков. Тогда Уоллес стал бы закулисным королем, без голосов которого ни один из главных кандидатов не мог бы одержать победу. Первейшим условием его поддержки было бы сохранение расовой сегрегации.
Тогда Никсону удалось получить 301 голос выборщиков, но пуля пролетела совсем рядом: если бы Уоллес получил на 50 000 больше голосов в штате Теннесси, а Хамфри – на 91 000 больше в Огайо, план Уоллеса успешно бы сработал. Поэтому Конгресс США стал действовать, чтобы не допустить подобных эксцессов в будущем.
В сентябре 1969 года Палата представителей 339 голосами против 70 проголосовала за упразднение Коллегии и переход к прямым выборам. Среди законодательных собраний штатов тоже было нужное большинство (2/3) в пользу конституционной поправки о выборах. Но ее заблокировали консерваторы-южане в Сенате – они применили т.н. филибастер, еще один абсурдный анахронизм американской политики. Филибастер – это обсуждение законопроекта ad infinitum, до бесконечности: с помощью такой обструкции противники билля не дают вынести его на голосование.
Позже были еще попытки похоронить Коллегию выборщиков. Последний раз Конгресс рассматривал такой билль в 1979 году, но необходимых двух третей голосов в пользу конституционной поправки тогда не было.
Неужели всё так безнадежно, и Америка и дальше будет жить с несправедливой, недемократичной и просто смехотворной избирательной системой?
Есть надежда на ее скорую кончину. Все больше штатов присоединяется к договору юрисдикций, принявших Закон о прямых общенациональных выборах. У каждого штата есть свое количество голосов в Коллегии выборщиков, и как только сумма голосов участвующих в договоре штатов достигнет цифры 270, Коллегия перестанет существовать.
На данный момент Закон о прямых общенациональных выборах приняли 15 штатов плюс Округ Колумбия (куда входит столица Вашингтон); в общей сложности у них 196 голосов в Коллегии выборщиков. Для свержения Коллегии не хватает 74 голосов.
Среди штатов, не участвующих в договоре, есть 17 штатов, законодательство которых позволяет вынести вопрос о прямых общенациональных выборах на референдум; у этих штатов в общей сложности 114 голосов в Коллегии выборщиков. Если хотя бы в части этих штатов состоятся референдумы с положительным исходом, то набрать недостающие 74 голоса будет вполне возможно (опросы общественного мнения показывают реальность такого сценария).
К этому надо добавить, что в некоторых штатах (например, Вирджинии, Оклахоме, Миннесоте) как минимум одна из двух палат заксобрания штата уже приняла Закон о прямых общенациональных выборах – процесс идет. Не исключено, что к следующим президентским выборам в 2024 году Америка станет нормальной страной с прямыми выборами.