Дмитрий Песков заранее предупредил, что саммит ОДКБ, который в этом году по понятным причинам проходит в формате видеоконференции, будет состоять из двух частей — открытой, на которой лидеры выступят со своими заявлениями, и закрытой, где намечается дискуссия, не предназначенная для посторонних ушей.
Впрочем, какие-то особые военные секреты заочно обсуждать явно не планировалось. Во-первых, на встрече присутствовал очередной и.о. президента Киргизии, который точно не будет возглавлять республику после намеченных на январь президентских выборов, а значит, посвящать его в военные тайны союза было бы по меньшей мере опрометчиво. А во-вторых, Александр Лукашенко потребовал как можно скорее организовать личную встречу, поскольку по телевизору всего не расскажешь.
Публичная речь Батьки по традиции получилась самой насыщенной и эмоциональной, хотя и не отличалась новизной. Лукашенко снова заявил, что никакой «цветной революции» в Белоруссии нет — только обыкновенные мятежи, подпитываемые извне.
Главными врагами законных властей, по его словам, являются Польша и прибалтийские республики, которые хотят «поднять собственную значимость в глазах других стран ЕС». При этом Евросоюз и США, по его мнению, придерживаются двойных стандартов: подавление протестов в своих странах они называют «объективной необходимостью», а аналогичные действия других стран — «диктатурой и деспотизмом».
Лукашенко предупредил, что НАТО усиливает свое присутствие у границ ОДКБ (в частности, создает группировку для захвата западных белорусских земель), а гибридные технологии, опробованные в Белоруссии, в равной степени угрожают и другим странам блока. «Никому в этой ситуации самоуспокаиваться нельзя!» — нагнетал страхи Батька.
Путин на это заметил, что протесты после выборов — в принципе нормальная ситуация, то же самое происходит и в США. Обеспокоенность вызывает вмешательство извне. Его всегда объясняют благими намерениями, но «ими, как известно, вымощена дорога в ад», напомнил ВВП. «Очень надеюсь, что белорусам хвалит политической зрелости, чтобы выстроить диалог со всеми политическими силами», — добавил он.
В отличие от Лукашенко, который ни словом не обмолвился о той поддержке, которую на пике кризиса оказала ему Москва, Никол Пашинян искренне благодарил Россию и лично Путина за посредничество в урегулировании конфликта. Ситуация в Карабахе, по его словам, постепенно стабилизируется, но есть ряд неотложных задач, которые пока не удается решить, — это, в первую очередь, обмен заложниками и пленными, а также возвращение тел убитых. Армянская сторона готова интенсифицировать свои действия в этом направлении и ждет ответных шагов Азербайджана. «Необходимо исключить случаи насилия в отношении военнопленных и унижения их достоинства!» — заявил армянский лидер.
Владимир Путин, который поначалу явно недолюбливал Пашиняна (еще в прошлом году ВВП демонстративно поздравлял с днем рождения его врага, предыдущего президента Армении, а Пашинян в ответ, как рассказывают, сильно психовал и даже хотел объявить о выходе из ОДКБ), похоже, изменил свое отношение и проникся уважением к армянскому коллеге. По словам Путина, премьеру Армении пришлось принимать сложные решения, потребовавшие «большого личного мужества». Он призвал коллег по ОДКБ публично поддержать Пашиняна и его команду. «Все присутствующие на нашем совещании понимают степень ответственности подобного рода, и он эту ответственность на себя взял», — подчеркнул ВВП.
От Киргизии на саммите присутствовал некто Талант Мамытов, сменивший на посту и.о. президента Садыра Жапарова, решившего идти на выборы главы республики «простым гражданином». Поскольку Мамытов, что называется, «греет кресло», его выступление особого значения не имело. Да и вообще от политических пертурбаций в Киргизии, где бывшие уголовники сменяют президентов, а бывшие президенты становятся уголовниками, все уже порядком устали. Владимир Путин предупредил, что ОДКБ ждет от республики «внутренней стабилизации» и приверженности своим обязательствам. Только на этих условиях Россия сможет продолжать оказывать помощь ее экономике и продолжать другую совместную работу.
А вот ситуация в Таджикистане и Казахстане пока, к счастью, беспокойства не вызывает. У таджиков недавние президентские выборы обошлись без сюрпризов. А казахи в 2021 году будут выбирать нижнюю палату парламента. «Мы уверены, что Казахстан пройдет это событие очень достойно, — заявил Путин. — Ситуация политической стабильности, которую создал первый президент и эффективно поддерживает действующий — это большое достижение».