«Королева была рада жалованной грамотой, скрепленной Большой государственной печатью, присвоить пожизненный титул барона Соединенного Королевства Евгению Александровичу Лебедеву под именем барона Лебедева, из Хэмптона в лондонском районе Ричмонд-на-Темзе и Сибири в Российской Федерации», — сообщает правительственный бюллетень The Gazette.
О том, что Евгений Лебедев станет членом Палаты лордов британского парламента, стало известно еще в конце июля. Королева Елизавета II присвоила ему летом титул пэра и включила в состав верхней палаты британского парламента - Палаты лордов.
Пэрский титул Лебедев получил по рекомендации премьер-министра Бориса Джонсона, с которым они давно дружат. Само собой, британские СМИ тут же напомнили, что Лебедев принимал Джонсона на своей вечеринке в 2018 году в Италии и что премьер посетил лондонский семейный дом Лебедевых после своей победы на прошлогодних выборах, чтобы отпраздновать 60-летие отца Евгения, бывшего сотрудника КГБ Александра Лебедева.
Наряду с Лебедевым в список, представленный Борисом Джонсоном, попали брат главы правительства Джо Джонсон, бывшие министры финансов Филип Хаммонд и Кен Кларк и муж экс-премьера Терезы Мэй - Филип.
Евгений Лебедев — 40-летний бизнесмен и медиамагнат российского происхождения. Ему принадлежит компания Lebedev Holdings, которая выпускает такие издания как Independent и Evening Standard. Бизнесмен активно занимается филантропической деятельностью. За последние 15 лет он привлек около £75 млн (примерно $100 млн) на благотворительные цели. В частности, он был организатором званных ужинов со знаменитостями и разнообразных акций, направленных на защиту окружающей среды и поддержку наиболее уязвимых слоев населения.
Теперь предпринимателю предстоит пройти процедуру введения в Палату лордов. В ходе церемонии Лебедеву нужно будет облачиться в мантию и в сопровождении двоих поручителей представиться остальным парламентариям. За этим последует процесс присяги на верность монарху, который должен состояться в декабре.
Численность членов Палаты лордов не ограничена, в настоящее время их насчитывается около 800, что, по мнению критиков, слишком много. Хотя Палата лордов формально является верхней палатой британского парламента, она не имеет права отклонять законопроект, получивший одобрение Палаты общин, но может значительно задержать его принятие и даже убедить депутатов нижней палаты его пересмотреть.
В отличие от избираемых депутатов Палаты общин, члены Палаты лордов назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Есть также относительно небольшая группа потомственных лордов.
В иерархии титулов британской знати бароны занимают саму нижнюю ступеньку. Выше стоят виконты, графы, маркизы и герцоги. Чтобы стать баронессой или бароном, вовсе не обязательно иметь дворянское происхождение или унаследовать титул пэра.
Сообщается, что в парламенте Лебедев не будет представлять конкретно ни одну из политических сил. Баронский же титул Евгения Лебедева, как пишет издаваемая им газета Independent, отражает его российские корни и новую британскую родину.
Ранее британские СМИ сообщали, что Лебедев хотел, чтобы в его титуле появилось слово «Москва», но не вышло. Согласно правилам, разрешение на использование иностранного географического названия в титулах должно дать правительство соответствующей страны. Соответствующий официальный запрос направляет королевская Геральдическая палата, которая ведет список пэров. Так что, судя по всему, вместо конкретного названия российской столицы для титула сочли за лучшее ограничиться весьма размытым наименованием «Сибирь».
В британской практике при пожаловании титула современным пэрам обозначение той или иной территории в их титуле связывает их с определенным местом или местами, по крайней мере одно из которых почти во всех случаях находится в Соединенном Королевстве.
В истории бывали прецеденты, когда в баронский титул наряду с британскими топонимами включались и зарубежные географические наименования. Например, английский фармаколог австралийского происхождения, один из создателей пенициллина, Нобелевский лауреат Хоуард Флори имел пожизненное пэрство как «барон Флори, из Аделаиды в Австралийском Союзе и Марстона в графстве Оксфорд».
А известная благотворительница Сью Райдер (1924-2000), которая во время войны служила в польском отделе Управления специальных операций Великобритании, а потом участвовала в гуманитарной помощи послевоенной Польше – как «баронесса Райдер из Варшавы, Варшавы в Польше и Кавендиша в графстве Саффолк». В последнем случае двойное упоминание польской столицы в полном титуле - это не ошибка. Дело в том, что территориальное обозначение не всегда является частью действительного титула пэра.
Например, бывшая премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, став пожизненным пэром, получила имя «баронесса Тэтчер, из Кестевена в графстве Линкольншир» (Baroness Thatcher, of Kesteven in the County of Lincolnshire). Но действительным титулом считается та часть, которая стоит перед запятой. Поэтому «Железную леди» правильно было называть просто «баронессой Тэтчер», а не «баронессой Тэтчер из Кестевена». А упомянутая выше Сью Райдер именовалась «леди Райдер из Варшавы».
Исходя из этой логики, новоиспеченного британского барона российского происхождения следует именовать просто «барон Лебедев», что собственно, и подчеркнуто в тексте официального сообщения в The Gazette: «BARON LEBEDEV, of Hampton in the London Borough of Richmond upon Thames and of Siberia in the Russian Federation». Так что запятая имеет большое значение даже в дворянском титуле.