Америка неплохо финансировала российскую пилотируемую космонавтику. С 2006 по 2020 годы НАСА потратило на полёты к МКС 3,9 миллиардов долларов. Об этом говорится в отчёте главного инспектора агентства Пола Мартина. Американцы купили 70 мест на российских «Союзах». В результате для России пуск «Союза» с американским астронавтом на борту становился либо бесплатным, либо почти бесплатным. Сам пуск стоит плюс-минус 70 миллионов долларов, примерно столько же стоило место в корабле для США. Вот, например, в октябре «Союз МС-17» доставил с МКС на Землю американку Кэтлин Рубинс. Наши выжали из ситуации максимум - более 90 миллионов долларов. Плюс НАСА обязалось доставить в ближайшие 2,5 года на МКС 800 кило наших грузов.
А теперь самое интересное - больше у Соединенных Штатов нет выкупленных мест на российских кораблях. Им незачем. Свернув свою программу «Шаттлов» Америка взялась строить свои корабли. Скрепя зубы платила России и строила. Илон Маск построил батут первым. На подходе второй корабль для низких орбит — «Старлайнер» фирмы «Боинг». В декабре должен состоятся второй беспилотный полет, а не позднее июня следующего года (НАСА в отличие от «Роскосмоса» указывает на сайте планы пусков) — пилотируемый, с двумя астронавтами. Итого, страна Америка получает два многоразовых космических корабля для низких орбит («лунный» корабль сейчас активно строится, а Маск экспериментирует, в основном, правда, пока неудачно, с марсианским кораблем).
Нужно Америке финансировать теперь нашу космонавтику? Нет от сотрудничества они не отказываются. Но теперь — по бартеру. Проект соглашения о том, что наши космонавты будут на их кораблях, а их астронавты на наших, отправлен НАСА на утверждение в Госдепартамент США. Затем, как ожидается, соглашение рассмотрит Россия. Но платить за российские пилотируемые запуски США больше не будут.
А кто будет?
Рогозин вот сообщил, что «сейчас у нас режим максимальной экономии, урезаны на 15-20 процентов раздутые в прошлые годы зарплаты менеджмента, на сто человек сокращен аппарат госкорпорации и до 15 человек со ста сокращается аппарат ОРКК (Объединённая ракетно-космическая корпорация - занимается проектами диверсификации и производства продукции гражданского назначения, - авт.). Деньги концентрируются исключительно на создание нового научно-технического задела».
Сам Дмитрий Олегович получил за прошлый год более 44 миллионов рублей. Вот минус 20% - теперь 2,9 миллиона в месяц получается. В штате госкорпорации около 600 человек со средней зарплатой 396 тысяч в месяц. Можно посчитать размер экономии, но на пуск «Союза» точно не хватит.
Можно прицепится к словам «раздутые в прошлые годы зарплаты менеджмента». Но неужели хоть кто-то в здравом уме и твердой памяти сомневается в том, что госкорпорации — хлебное место для приближенных к власти и за редким исключением не имеющие ничего общего с развитием страны? Недавно даже из Совфеда Мишустину письмо отправили с предложением о ревизии корпораций, фондов и институтов развития. Поскольку не туда деньги уходят.
Так почему «Роскосмос» должен выбиваться из общей картины? Какую систему создали — так она и работает.
Либо государство примет космос как государственную идеологию, а не как бизнес, как локомотив развития России, а не как дойную корову, которую выдоили до суха и на убой, — либо еще через пару десятков лет мы сами начнем униженно и втридорога покупать места в чужих космических кораблях. Если, конечно, Рогозин на продаже своих хитов денег на это заработает.