Единственной из числа принятых летом поправкой в Конституцию, которая расширяет полномочия Госдумы, стала та, что наделила депутатов правом утверждать не только премьер-министра, но и вице-премьеров, и «гражданских» министров. В регламенте Госдумы не успели прописать, как именно должна проходить на пленарном заседании процедура утверждения. Но на Совете Думы договорились, что обсуждать кандидатов будут по очереди. Предполагалось также, что депутаты смогут задать вопросы. Но лидер ЛДПР в самом начале заседания, сославшись на эпидемию, потребовал резко сократить время обсуждения: вопросы не нужны, заявил он, потому что их уже задали в ходе общения кандидатов с фракциями (общение это, заметим, проходило в закрытом режиме) и комитетами. Но хотел он на самом деле прежде всего того, чтобы ему как руководителю фракции дали выступить один раз 18 минут вместо того, чтобы шесть раз выходить к трибуне на 3 минуты. «Вся страна в больницах, морги переполнены, это политический онанизм называется!» — кричал г-н Жириновский. Но спикер Вячеслав Володин заявил, что Дума не может себе позволить проводить конституционную процедуру «галопом по Европам». Хотя и эпидемия: на данный момент коронавирусом болеют 38 депутатов.
Все фракции, кроме ЛДПР, поручили выступать по разным кандидатурам разным депутатам, но разгорячившемуся г-ну Жириновскому в конце концов дали возможность выступить один раз самому, но 18 минут. На обсуждение этого вопроса было потрачено почти полчаса — «в условиях пандемии, когда вся страна в больницах». А спрашивать о чем-то будущих вице-премьера и министров в конце концов не стал никто.
Еще до начала заседания было известно, что КПРФ воздержится от голосования по всем шести выдвиженцам, а фракции ЛДПР и «СР» не поддержат нового министра транспорта Виталия Савельева и нового главу Минприроды Александра Козлова. «Единая Россия» ожидаемо была за всех без исключения.
Заранее портить отношения с министрами никто из депутатов не желал. Может быть, поэтому из сказанного с трибуны представителями КПРФ и «СР» далеко не всегда можно было понять, они «за» или «против». Да, Геннадий Зюганов, выйдя на трибуну, сначала назвал «энергетического» вице-премьера, бывшего министра энергетики Александра Новака, «профессиональным человеком, готовым выполнять эту работу», то есть оценил высоко, а потом отказал в поддержке из-за того, что либеральный, по его словам, финансово-экономический курс правительства «Силуанов-а-ля Кудрин» так и остался неизменным и потому поддержки от КПРФ ни один, даже хороший министр не получит. Зато глава думского Комитета по аграрной политике Владимир Кашин сообщил, что нового главу Минстроя Ирека Файзуллина в татарстанских селах называют «наш зодчий» не случайно, хвалил его очень и выразил готовность «подставить плечо»…
При этом критические пожелания высказывали депутаты из всех фракций. Лидер фракции «ЕР» Сергей Неверов, в частности, посоветовал вице-премьеру Новаку обратить особое внимание на «возобновляемые источники ресурсов» и «зеленую энергетику», потому что нефти и газа в земле — лет на 30–50 максимум. А Сергей Пахомов («ЕР») при обсуждении кандидатуры нового главы Минстроя Ирека Файзуллина говорил о необходимости «более четкого баланса внимания между строительством, ЖКХ и жилищной политикой». То есть сказал, по сути, то же самое, что и глава Комитета по ЖКХ Галина Хованская («СР»), которой выступление нового главы Минстроя «не очень понравилось», потому что речь в нем шла в основном о строительстве.
Почему же именно главы Минтранспорта и Минприроды получили меньше всех голосов депутатов? Фракция «СР», как можно было судить по словам ее представителя Анатолия Грешневикова, была скорее против антиэкологического курса Минприроды вообще. Чиновников ведомства депутат обвинил в «непрофессионализме, безответственности» и срыве многих экологических программ. А ЛДПР, сказал г-н Жириновский, не может простить г-ну Козлову те времена, когда тот боролся на выборах за пост губернатора Амурской области с представителем ЛДПР Иваном Абрамовым и, поняв, что проигрывает, «остановил подсчет голосов, переписал протоколы и победил».
Что касается Виталия Савельева — «в личном плане» против него ЛДПР ничего не имеет, но в этой партии считают, что министром транспорта должен быть специалист по строительству дорог. А «СР» не нравится то, как г-н Савельев работал во главе «Аэрофлота»: «С одной стороны, очень высокие цены на билеты, с другой стороны, используется очень много импортной техники», — пояснил первый замруководителя фракции Михаил Емельянов.
Больше всех голосов набрал министр энергетики Николай Шульгинов (329 «за»). А меньше всего — Александр Козлов (273 «за»). «Все профессиональные, прошли региональную школу, возглавляли крупные компании и корпорации, создавали конкретный продукт», — напутствовал новых членов правительства г-н Володин.
Президент не вправе отказать в назначении утвержденных Госдумой кандидатуры.