МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В ДНР решили наказать неугодного блогера Болотина

Скоро ему вынесут приговор

Сегодня в ДНР должны огласить приговор в отношении члена Общественной палаты республики Александра Болотина. Подобное дело здесь рассматривается впервые, но для россиян ничего нового в нем нет: похожие уголовные процессы последние годы проходили у нас постоянно.

Блогер Александр Болотин.

Донецкие следователи заявляют, что Александр Болотин («человек из народа, коренной дончанин» — написано под его аватаркой в соцсети) обвиняется в размещении в соцсетях материалов, «содержащих заведомо ложную, неподтвержденную информацию, направленную на возбуждение ненависти и вражды, а также порочащую честь, достоинство и деловую репутацию органов власти и силовых структур Донецкой Народной Республики».

— Все началось в Новый год, — рассказывает Надежда Болотина, жена подсудимого. — Глава республики тогда отменил комендантский час с 1 по 8 января, но в это время сотрудники МВД продолжали задерживать людей на улицах, просили предьявить документы. Тех, кто показывал украинский или российский паспорт и у них при себе не было паспорта ДНР, добровольно-принудительно свозили в РОВД и там проводили дактилоскопию. По этому поводу люди стали возмущаться в соцсетях: с какой стати другие удостоверения личности не могут считаться документами? Муж собрал материалы жалобщиков, написал, что готов принять официальные заявления на действия сотрудников правоохранительных органов о том, что они превысили свои должностные полномочия, и передать все главе нашей республики. Этот же вопрос он как член Общественной палаты задал на совещании министру информации, поинтересовавшись, почему эта тема замалчивается в СМИ.

Активисту вроде бы намекнули о том, что не стоит порочить руководство республики и лучше таким сведениям хода не давать. Однако он не послушал и разместил документы на своей личной странице.

Компрометирующую информацию Александр Болотин опубликовал 16 января 2020 года, а уже 17-го МВД ДНР провел мониторинг и заявил, что посты блогера представляют большую опасность для независимой республики.

— Ваш супруг вообще оппозиционер по жизни? — спрашиваю у Надежды Болотиной.

— Нет, он не был никогда оппозиционером, — уверена она. — Он выдвинулся в Общественную палату по спискам главы республики и до последнего поддерживал то, что у нас происходит, старался сделать все, чтобы жизнь в ДНР становилась лучше.

— Глава — это Денис Пушилин?

— Как мы предполагаем, наезд пошел не со стороны Пушилина, а от министра внутренних дел Алексея Дикого. Как теперь выясняется, официального приказа о задержании граждан без паспортов ДНР от министра не поступало, а те, кто в добровольном порядке являлся в РОВД и просил провести им дактилоскопию, видимо, делали это исключительно по собственному желанию.

20 января Александр Болотин исчез. Скандал разгорелся нешуточный. В этой ситуации чем раньше поднять шум, тем лучше для пропавшего — его здоровья и, главное, жизни.

Вскоре было официально подтверждено, что блогер цел и невредим, но задержан.

21 января пресс-центр МВД ДНР сделал заявление, согласно которому Александра Болотина подозревают в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК ДНР (действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, совершенные публично).

— Накануне вместе с мужем к нам домой пришли три незнакомых человека, которые назвались представителями МВД, — продолжает Надежда Болотина. — Подтверждающие документы они предъявить отказались, мотивируя тем, что не обязаны. Они сказали, что мой муж дал им письменное разрешение на осмотр квартиры и изъятие компьютерной техники. Но разрешение мне тоже не показали. Саша выглядел испуганным, я заподозрила, что на него оказывалось психологическое или физическое давление. Я попыталась не позволить громить нашу квартиру, но они сорвали полы, унесли технику… Я очень испугалась, ведь дома находилась наша шестилетняя дочка. Они забрали Сашу с собой. И — с концами.

На следующий день Надежда, по ее словам, пыталась связаться со знакомым Александра Болотина Алексеем Никоноровым, руководителем администрации ДНР. «Он отвечает за внутреннюю политику, мой муж встречался с ним накануне для обсуждения проблемы питания в макеевских школах (по этому поводу ему поступали угрозы: он открыто возмущался тем, что цена на детское питание в ДНР резко возросла), но Алексей Юрьевич, узнав, кто звонит, не захотел со мной общаться».

Первый допрос Болотина состоялся только спустя две недели после задержания, в феврале, затем подозреваемого перевели в СИЗО. «Многие советовали, чтобы я молчала, не давала никаких комментариев: дескать, иначе будет еще хуже. Я так и поступала, пока шло досудебное расследование, но в результате к первой уголовной статье присоединили вторую: теперь его обвиняют еще и в оскорблении представителя власти. Я написала электронное обращение к главе республики Денису Пушилину, на что мне пришел ответ из генеральной прокуратуры, что они провели проверку и не обнаружили никаких нарушений со стороны следствия. Не выдержав, я опубликовала этот ответ в Интернете. Через неделю мне позвонила наша тогдашняя адвокат и сообщила, что отказывается защищать моего мужа и не будет возвращать деньги за невыполненную работу».

Надежда говорит, что с тех пор она сама обращалась везде, где только можно, писала в Следственный комитет РФ, но там ей вполне логично разъяснили, что они не вмешиваются в дела иностранного государства, в МИД РФ — письменного ответа она так и не дождалась.

Пыталась достучаться и до представителей ООН и ОБСЕ по правам человека — те, конечно, зафиксировали в своих отчетах это происшествие, но для самого подозреваемого это не сыграло никакой роли. «Недавно я узнала, что моего мужа уже исключили из членов Общественной палаты ДНР по личному желанию председателя Общественной палаты Кофмана Александра Игоревича. Как это могло произойти, если изгнать супруга из ОП могли только в случае вынесения обвинительного приговора, а приговора все еще нет?»

Что делать дальше, Надежда, если честно, не знает. Судя по всему, дело ее мужа станет образцово-показательной поркой для всех остальных недовольных, смеющих критиковать внутреннюю политику ДНР:

— Да, у нас такое дело слушается впервые — и сразу так громко. Предполагаю, чтобы другим было неповадно, чтобы молчали, если им что-то не нравится.

— Как давно вы видели мужа, разговаривали с ним?

— С момента его ареста — два раза по пять минут в следственном отделе. При конвое. Это все. Сейчас идет суд, как я понимаю, судья настроена во вторник вынести приговор — это значит, что они для себя все уже решили. Скорее всего, я боюсь, что его посадят безо всяких на то оснований. Складывается такое впечатление, что доказательства и не интересуют никого.

…Александр Болотин снискал себе скандальную славу в ЛДНР благодаря публикациям в социальных сетях. Он не боялся резать правду-матку по самым острым вопросам, чем вызвал публичное неодобрение руководителя Общественной палаты Александра Кофмана.

Сторонники закручивания гаек считают, что приговор блогеру должен быть максимально суровым:

«Важен прецедент — республика впервые использовала законодательные механизмы для того, чтобы защититься от нападок и призвать к ответу за распространение фейков, — пишут местные СМИ. — Вполне вероятно, что деятельная борьба с фейками благотворно скажется на качестве той информации, которую, не скрываясь, распространяют в социальных сетях многие авторы».

Сами же дончане грустно шутят о том, что Болотину еще повезло. В бытность главой ДНР Александра Захарченко, убитого в результате теракта в августе 2018 года, за такие высказывания в Интернете блогера бы просто отправили «на подвалы» МГБ — и поминай как звали. А сейчас все цивилизованно: максимум до пяти лет лишения свободы.

Впрочем, постить в Интернете можно ведь не только критику, но и классиков. Так, одно из последних сообщений на странице Александра Болотина — это ссылка на цитату Жан-Жака Руссо «Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах