- Во-первых, надо дать Киеву время, но нужно понимать, что это мы предложили украинским переговорщикам свой вариант выхода из того тупика, в котором весь минский процесс находится уже три месяца. В первую очередь он подразумевает, что украинский парламент, приняв постановление, утверждающее нашу дорожную карту, полностью подтвердит свою приверженность Минским соглашениям. Соответственно, дорожная карта должна полностью соответствовать Минским соглашениям, в том числе должны быть прописаны все нюансы, связанные с особым статусом, языковой автономией, наличием народной милиции и так далее.
Конечно, никаких иллюзий в связи с обещанием Киева разработать собственную дорожную карту мы не питаем. Хорошо известно, что украинская сторона рождает в подобных случаях. Тем не менее, к середине следующей недели они подготовят свой документ. Они вынесут его на обсуждение в рамках Минской контактной группы, где мы сравним его со своим предложением и совместно выработаем общий план действий.
- Как украинская сторона восприняла ваш проект дорожной карты?
- На протяжении двух заседаний украинская сторона очень эмоционально отбивалась от нашей дорожной карты. Сначала, две недели назад, Леонид Кравчук дал принципиальное согласие на ее рассмотрение. Но потом Верховная Рада приняла постановление о проведении выборов, четвертый пункт которого откровенно нарушает Минские соглашения. Соответственно, нет смысла вести переговоры в таком контексте.
- То есть все по-прежнему упирается в границу и выборы?
- Прежде всего нас интересует, согласна ли Украина выполнять Минские соглашения. Потому что в конце прошлого года Владимир Зеленский, выступая в Париже, подтвердил приверженность им, а Верховная рада затем решила, что Украина – суверенное государство, которое не должно опускаться до уровня Минских соглашений. В их постановлении нас волнует вопрос границы и пункт о восстановлении конституционного и правового порядка. Не понятно, о чем идет речь. Если в Конституции будет прописан особый статус для отдельных районов Донбасса, это один разговор, а если нет, то другой. По украинским законам, если в Конституции что-то не отражено, потом это можно в любой момент отменить как несуществующее положение.
- После того, как на Донбассе установился режим прекращения огня, были положительные изменения в переговорном процессе?
- Во-первых, наблюдательная миссия ОБСЕ уже зафиксировала порядка двух тысяч нарушений. Речь идет как об обстрелах, так и об использовании дронов, переброске вооружения, строительстве инженерных сооружений и так далее. Во-вторых, переговорный процесс замер. Формально встречи проводятся, но толку от них нет. Не удалось добиться прогресса по вопросам открытия дополнительных КПВВ, обмена пленными, разминирования участков на линии соприкосновения и так далее. В социально-экономическом и политических блоках такая же ситуация.
- Зачем тогда Киев согласился на разработку дорожной карты?
- Скорее всего, для того, чтобы его не обвинили в срыве переговоров. Как известно, Киев много говорил о своем желании встречаться в «нормандском формате», но и там все знают, что Украина достаточно радикально нарушает взятые на себя обязательства. Если же Украина отступает от Минских соглашений, она должна получить дозу санкций со стороны посредников, а мы будет думать об альтернативе.