Недаром официальное признание суверенитета Арцаха не удалось ни в советский, ни в постсоветский период, как утверждают эксперты, Ереван постоянно говорит о вероятности изменения статуса НКР, но в реальности опасается этого шага. Как бы не оказалось это странным, но и сегодня Армению по всей видимости вполне устраивает сохранение нынешнего статус-кво.
С 2009-го года предложение признать НКР неоднократное ставилось перед армянским парламентом, однако, воз и ныне там, что безусловно говорит об одном - независимость Нагорного Карабаха пугает руководство Армении.
Начнем с того, что самому премьер-министру Пашиняну, как бы он не стремился показать обратное, на деле очень выгодно подвешенное положение НКР.
Ведь это оставляет широкие возможности для манёвра в Минской группе ОБСЕ или на двусторонних переговорах под ее руководством, позволяя Армении имитировать бурную деятельность.
Например, во время дипломатических встреч в Вене за казалось бы миролюбивыми формулировками о необходимости договариваться, а не воевать, целью Армении всегда было: «требовать включить представителей НКР в переговоры как равноправную сторону».
Неоднократно с 27 сентября, то есть с момента последней эскалации конфликта все слова и выступления Пашиняна носили чисто умозрительный характер: то он апеллировал к международному праву, хотя земли НКР по международному законодательству однозначно трактуются как оккупированные территории, то связывал решение проблемы с изменением оперативной обстановки.
Более конкретно условия объявления независимости Карабаха обозначил недавно экс-президент Армен Саркисян: да, до распада СССР Верховный совет Армении голосовал за признание НКР независимой, но потом из-за подписания в 1994 году перемирия этот вопрос был отложен, так как начался политический Минский процесс.
Сейчас, по мнению бывшего главы государства, Ереван признает НКР, только окончательно исчерпав все возможности разрешения конфликта путём мирных переговоров.
Захотят ли армянские политики возможность перевести горячую фазу военного конфликта в плоскость политическую? Прежде Армению вполне устраивала существовавшая конфигурация линий соприкосновения, помещение площадок переговоров на различных уровней она считала для себя формальным.
Но с началом наступления азербайджанской армии, контрнаступлением у границы с Ираном, а на правом фланге — наступлением на Шушу, Еревану ничего не остаётся как пойти на сближение, а Пашиняну остаётся только понять - до какой степени он готов на компромисс, чтобы не придти в итоге к сдаче Степанакерта.
Самым плохим вариантом для Москвы будет являться тот, при котором «будут настаивать на абсолютном контроле над территорией Нагорного Карабаха», - приводит NEWS.ru высказывание из статьи Александра Крамаренко, Чрезвычайного и Полномочного Посла России, члена близкого к МИД РФ Российского совета по международным делам.
Армянское руководство не может не понимать, что все его попытки сделать это противостояние международным, втянуть в него Россию, наталкиваются на глухое непонимание не только Европы, но и США.
Вряд ли Москва готова к урегулированию независимого статуса Карабаха, которого нет ни в одном международном документе.
Вдобавок ко всему перед Россией и Западом может встать достаточно непростой вопрос: нужно ли вообще в таком случае существование Минской группы? Тогда как тема Карабаха является связующим мостом между Москвой, Парижем и Вашингтоном.