Что-то подобное предполагалось - президентская политическая сила упорно пыталась пробить через Верховную Раду сначала законопроект о референдуме, потом о всеукраинских опросах, которые в день выборов должна проводить Центральная избирательная комиссия. Процесс лоббирования высветил то, что давно понятно всем - послушного парламентского монобольшинства у Зеленского больше нет, голосов за законы не набрали даже внутри своей фракции. Депутаты не без основания боялись, что Офис украинского президента попытается таким образом протолкнуть какой-то свой вариант примирения на Донбассе не через Раду, а посредством «прямого обращения к народу».
Не зря боялись. Владимир Зеленский объявил о проведении «опроса» на избирательных участках без всякой законодательной базы и возможности бюджетного финансирования. Причем храня интригу - за 12 дней до выборов и опроса пятерка вопросов населению оставалась неизвестной. Правда сейчас два вопроса президент Украины провозгласил - о согласии народа на пожизненное тюремное заключение за коррупцию в особо крупных размерах и второй - про Донбасс.
За полторы недели до украинских местных выборов уже совершенно ясно, что президентскую партию ждет оглушительное поражение. Все опросы показывают, что партия «Слуга народа» не проведет своего мэра ни в одном областном центре Украины и, скорее всего, ни в одном городе с населением более 100 тысяч человек. И это после того, как год назад люди массово голосовали за любого свадебного фотографа, если его «рекомендовал» новый президент-комик. Теперь, «отсмеявшись», люди шарахаются от самого понятия «новые лица. И внезапно укрепились электоральные позиции старых, уже испытанных временем, но неугодных президенту мэров в Одессе, Харькове, Днепре и Киеве.
Обращение президента Зеленского – это, в первую очередь, попытка мобилизации своих сторонников, чтобы они пришли на избирательные участки 25 октября. Причем, как утверждают источники «МК» в Офисе украинского президента, финальная пятерка вопросов там горячо обсуждается до сих пор. Так возможен, например, вопрос о легализации марихуаны - для привлечения молодежи.
Каждый вопрос нещадно критикуется экспертным сообществом. Например, «пожизненное заключение для крупных коррупционеров» в Киеве вообще выглядит анекдотом. Сейчас за такую коррупцию закон предполагает сроки до 12 лет, но ни на этот срок, ни на меньшие украинские суды никого за каденцию Владимира Зеленского так и не посадили. Дела крупных коррупционеров блокируются подконтрольными президенту СБУ и Генеральной прокуратурой. Тому же партнеру Владимира Зеленского Игорю Коломойскому внутри Украины до сих пор ничего не грозит, несмотря на многочисленные международные суды и пропажу из теперь государственного «Приватбанка» 5,5 миллиардов долларов. Вопрос о «пожизненном заключении» в таких условиях - совершенно пустой.
Что касается Донбасса, то тут озвученный в четверг вопрос Владимира Зеленского кое-что прояснил. Совсем недавно под давлением возмущенной общественности был уволен из Минской переговорной группы бывший премьер-министр еще УССР Витольд Фокин. Тогда устами главы Офиса президента Украины утверждалось, что заявления Фокина «не совпадают с официальной позицией украинской делегации». Так вот, Витольд Фокин как раз говорил по-стариковски прямо - о необходимости всеобщей амнистии, особом статусе для всей территории Донецкой и Луганской областей и свободной экономической зоне для Донбасса.
Старика за эту «крамолу» со скандалом уволили, но теперь на обсуждение общества выносят те же вопросы. Оказывается, они не были самодеятельностью пожилого Витольда Фокина. Офис нынешнего президента Украины находится в страшно неудобной позиции - он обещает на переговорах одно, внутри страны говорит совершенно другое, а делает уже то, что получится.