«Крайне необходимо принять срочные меры, чтобы эффективно и оперативно покончить с этой ситуацией для поддержания мира и порядка», – заявило государственное ТВ. Чрезвычайные меры запрещают массовые собрания и позволяющие закрывать людям вход в любую зону, которую укажут власти.
Также в Таиланде вводится запрет на публикацию материалов, содержащих сообщения, «которые могут вызвать страх или намеренно исказить информацию, создавая недопонимание, что может повлиять на национальную безопасность, мир и порядок».
Власти запретили собираться вместе компаниям из пяти и более человек. (Следует помнить, к слову, что в стране действует чрезвычайная ситуация и в рамках коронавирусных ограничений). Силовым структурам дали право конфисковывать устройства связи и оружие, а также незамедлительно получать доступ к сведениям, угрожающим вводимому чрезвычайному положению.
Выступления оппозиции – дело для Таиланда совсем не новое и не экстраординарное. Вспышки недовольства нередко выливаются в массовые акции в Бангкоке. Проводились они и в конце прошлого, и в начале этого года. В допандемийную эпоху, когда тайские курорты были заполнены туристами, политические баталии в столице, как правило, никоим образом не сказывались на жизни отдыхающих, внося разве что коррективы в экскурсионные программы по Бангкоку.
Но в последнее время ситуация перешла на качественно иной уровень. Нынешняя волна протестного движения была начата студентами еще в марте, но добравшийся до Таиланда коронавирус эту волну пригасил. Зато в июле, когда угроза со стороны вируса подутихла, акции оппозиции, в которых громче всего звучит голос студенчества, воспрянули с новой силой и усилились за последние три месяца.
Массовый протест прошел в тайской столице месяц назад, 14 сентября, когда отмечалась 47-я годовщина студенческого восстания 1973 года.
А в эту среду десятки тысяч людей прошли маршем по Бангкоку и разбили лагерь возле офиса премьер-министра. Правительство заявило, что власти приняли меры после того, как демонстранты препятствовали проезду кортежа королевской семьи.
В соцсетях гуляют видеоролики, на которых видно, как полиция защищает машину королевской семьи (по данным СМИ, в автомобиле находилась королева Сутида), продвигающуюся сквозь толпы людей. Протестующие «приветствовали» членов правящей фамилии жестом из трех пальцев, позаимствованным из культового фильма «Голодные игры» и ставшим символом протестного движения. Вообще, западные СМИ говорят, что это беспрецедентное поведение с учетом особого отношения тайцев к монархии.
По-видимому, именно инцидент и стал «спусковым крючком» для жестких решений правительства по обузданию протестного движения.
Рано утром в четверг полицейский спецназ очистил местность вокруг дома правительства от разбивших там бивуак протестующих. Было задержано несколько оппозиционных лидеров. По данным азиатского отделения международной правозащитной группы FIDH, были арестованы по меньшей мере 20 продемократических активистов. В условиях чрезвычайного положения полиция может задерживать людей без предъявления обвинения на срок до 30 суток.
Правозащитники упрекают власти в несоразмерности масштабов задержаний мирному характеру протестных акций и считают, что такие действия явно направлены на то, чтобы посеять страх у всех, кто сочувствует взглядам протестующих.
Большинство участников уличных манифестаций составляют студенты и молодежь, одного общего лидера у них нет. Как нет и единой оппозиционной организации. Среди ключевых групп протестующих – «Движение свободной молодежи», которое стояло за первым крупным протестом в июле, а также студенческая группу из Бангкокского университета Таммасат, выступающая с призывами к реформированию монархии. Также есть движение старшеклассников «Плохие ученики», которое – помимо политических требований – желает реформы образования.
Чего же требуют тайские протестующие?
Одно из главных их требований – чтобы от руля управления страной был отстранен премьер Прают Чан-оча, бывший главнокомандующий армии, который пришел к власти в результате переворота в 2014 году. По их словам, Прают нечестным путем удержался у власти в результате «нечестных» прошлогодних всеобщих выборов, потому что законы были изменены в пользу партии, выражающей интересы военных. Протестующие говорят, что принятая при военном правлении конституция не носит демократический характер.
Поэтому участники оппозиционных акций хотят новой конституции и призывают к уменьшению полномочий короля Маха Ваджиралонгкорна. Сторонники демократии говорят, что страна отступает от принципов конституционной монархии, установленной после прекращения абсолютного королевского правления в 1932 году. По их мнению, монархия слишком тесно связана с армией, что подрывает демократию.
И здесь продемократические активисты идут по лезвию бритвы, бросая вызов законодательно закрепленному табу на любую критику монархии. Институт королевской власти традиционно считался священным и служил столпом тайской идентичности. Закон предусматривает тюремное заключение сроком от трех до 15 лет за клевету на монархию.
Поэтому когда в сентябре 21-летняя студенческая активистка Панасая «Рунг» Ситтиджираваттанакул вышла на публичную сцену, чтобы обратиться к королю, от нее требовалось немало мужества. Она перечислила 10 требований, которые включают отмену законов против клеветы на монархию, новую конституцию, отмену королевских должностей, изгнание военной хунты и роспуск королевской гвардии.
При этом надо иметь в виду, что в Таиланде существует и мощное роялистское движение. Консервативно настроенные сторонники королевского дома обвиняют бунтарей в стремлении положить конец монархии. И когда возник инцидент с проездом королевского кортежа, то вокруг него собрались и люди в желтых рубашках, символизирующих поддержку монархии.
Возникли и стычки между протестующими и их противниками, обменивавшимися ударами и бросавшими друг в друга пластиковые бутылки, пока полиция пыталась их растащить в разные стороны.
Премьер-министр отдал распоряжение выдвинуть обвинения против «протестующих, которые препятствовали королевскому кортежу». Обвинения также будут предъявлены «тем, кто действовал таким образом, который порочит монархию», - сказано в заявлении правительства.
В ответ на обвинения роялистов демократические активисты утверждают, что они не против монархии как таковой, но желают адаптации ее к современным условиям. Они требуют отмены строгого королевского закона о диффамации, который защищает короля от какой бы то ни было критики, и отказа монарха от политики.
Сам 68-летний монарх на днях вернулся из Германии, где он, судя по сообщениям западной прессы, «пересиживал» пандемию COVID-19 на горнолыжном курорте в Баварских Альпах в компании прекрасных женщин. Дело дошло до того, что внешнеполитическое ведомство ФРГ устами главы МИД Хайко Мааса вынуждено было предупредить таиландского суверена, что ему неуместно заниматься своей внутренней политики с германской земли. Само собой, и тайских оппозиционеров то, что король проводит большую часть своего времени в Европе, ничего кроме раздражения не вызывает.
Как утверждает издание The Diplomat, Его Величество проводит большую часть своего времени в уединении в Баварии и возвращается в Таиланд только для кратких визитов. Вскоре после вступления на престол он потребовал, чтобы закон позволиол ему проводить время за пределами Таиланда, не назначая регента в его отсутствие, что позволило бы ему править из-за границы.
Король приехал на родину, чтобы принять участие в траурной церемонии по случаю четвертой годовщину смерти бывшего монарха Пумипона Адульядета. Одним из самых зрелищных моментов поминовения покойного суверена стало падение ниц десятков медсестер, лежавших на полу больницы Сирирадж в Бангкоке, когда изображение монарха проецировалось на стену.
Напомним, что официально Маха Вачиралонгкорн (Рама X) стал новым королем Таиланда в мае прошлого года, когда был коронован в здании Большого дворца в Бангкоке. Вообще-то он был провозглашен королем еще 1 декабря 2016 года, на 50-й день после смерти своего отца, но коронация была отложена для проведения траурных мероприятий. Стоимость коронационных торжеств оценивается примерно в $31 млн.