Накануне ЧП, 20 сентября, пресс-служба Западного военного округа сообщала, что экипажи истребителей Су-35С и МиГ-31 провели учебные воздушные бои в небе Тверской области. Летали сверхзвуковые истребители на больших, малых и предельно малых высотах. Тогда тренировочные полёты прошли успешно. Экипажи отработали приемы ведения воздушного боя, перехват и поражение пилотируемых и беспилотных воздушных объектов. Был отработан уход от атаки истребителей условного противника.
Полёты выполняли летчики истребительного авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО.
В следующие дни серия тренировочных полетов на авиабазе Хотилово в Тверской области продолжилась. И вот 22 сентября учебный воздушный бой на ближних дистанциях между одноместным истребителем Су-35С и двухместным Су-30 закончился не так, как надо.
Согласно опубликованной в Сети записи переговоров пилотов, у самолета с бортовым номером 348 «сработала пушка на выстрел».
После попадания снарядов в Су-30 на самолете произошел отказ ряда систем. Это заставило летчиков катапультироваться.
Комментируя происшествие, многие пользователи Сети, судя по всему, бывшие военные авиаторы, назвали несколько возможных причин ЧП. Одна из наиболее вероятных - техники на земле не проверили отключение питания пушки в бортовой системе перед учебным боем.
Как сказал «МК» бывший инженер по авиационному вооружению, «это не первый случай, когда для учебной стрельбы пушку забыли разрядить с предыдущего полета». Виноваты технари, считает специалист.
По его словам, обычно на учебный бой пушку не заряжают.
В свою очередь, ряд комментаторов считают, что летчик Су-35С должен был проверить отключение пушки. Например, дав очередь в сторону от цели для контроля разрядки.
Прежде, чем начать стрельбу, пиропатроном или воздухом досылают первый патрон в патронник. Эти действия выполняет в полете летчик. Если во время ЧП 22 сентября летчик Су-35С эту операцию не выполнял, значит, снаряд уже был заслан.
Су-30 и Су-35С относятся к самолетам поколения «4++». Они стоят на вооружении ВКС РФ и поставляются на экспорт. Стоимость одного самолета – несколько миллиардов рублей.