Эксперты говорят не только о том, что информационное противостояние России и Запада характеризуется сегодня высокой интенсивностью, но и о том, что информационная война против нашей страны приобрела тотальный характер. Разброс «фронтов» этой войны велик – от переписывания истории до преследования российских СМИ в западных странах, от очернения имиджа нашей страны до распространения откровенных фейков.
Несмотря на наличие общей угрозы для всех стран в лице пандемии COVID-19, приходится чаще наблюдать дальнейшее размежевание государств, чем объединение их усилий, констатирует председатель Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков, приведя в качестве самого свежего примера выступление американского президента Трампа на сессии Генассамблеи ООН, в очередной раз обвинившего Китай в распространении коронавируса.
Информационное противостояние в современном мире будет продолжаться и обостряться, уверен Алексей Пушков. И причина, на его взгляд, не только в каких-либо конкретных политических целях, а в том, что сегодня идет борьба за будущий миропорядок. И этот будущий миропорядок пытаются подчинить себе Соединенные Штаты, стремящиеся удержать и расширить свою гегемонию. А без господства информационного такая гегемония установлена быть не может.
Таким образом, цель информационной войны, которую ведут США, это не просто попытки переиграть Россию или Китай, а попытки сохранить американское лидерство в условиях, когда очевидно, что перестройка мира по-американски в полной мере не удается.
Так что информационные войны превратились в постоянную черту нашей эпохи, в постоянный элемент политики, уверен сенатор. Более того, по мнению Пушкова, сейчас информация стала политикой.
Алексей Пушков выделил несколько разновидностей информационных войн современности.
Во-первых, геополитические информационные войны, то есть борьба за влияние в той или иной части света.
Во-вторых, имиджевые информационные войны, нацеленные, с одной стороны, на ухудшение имиджа политики той или иной страны, а с другой, на нейтрализацию ее позитивных действий.
В-третьих, борьба вокруг системы ценностей, сопряженная с навязыванием новых «ориентиров». В качестве примера Алексей Пушков упомянул случай с вывешенным американским посольством в центре Москвы радужным флагом ЛГБТ-сообщества.
В-четвертых, антимедийная война, направленная против средств массовой информации (в том числе и против российских СМИ).
Какова должна быть стратегия нашей страны в условиях информационной войны? Может быть, стоит задуматься над тем, что нужно уходить от реагирования на действия наших западных партнеров, не стесняющихся начинать свои информационные кампании?
По мнению сенатора Пушкова, необходимо прогнозирование информационных кампаний. А на основании этого прогнозирования должны предприниматься опережающие информационные действия. И с нашей стороны следует проводить постоянные информационные усилия по актуальным вопросам, с которыми сталкивается современный мир.
Выступавшая на «круглом столе» директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова тоже констатировала, что навязываемое евроатлантическим сообществом информационное противостояние достигло на сегодняшний день весьма печальных показателей: «Хочется, конечно, сказать, наивысшей точки, но боюсь это произнести, потому что нет пределов их черной креативности. Можно сказать, что на информационном направлении мы находимся, конечно, в одной из нижних точек наших отношений с Западом со времен холодной войны, но просто это иное качество – там можно мерить точки, глубину, доставать до дна, но качество иное».
Мария Захарова также указала на то, что на фоне глобального коронавирусного кризиса был упущен шанс снизить градус конфронтации и всем вместе искать возможности для прорыва: «Вопреки здравому смыслу, вопреки общечеловеческим принципам гуманности, наши западные партнеры полностью пренебрегли тем окном возможностей, которое приоткрыл для наших государств кризис, вызванный мировой пандемией».
Вместо этого, по словам официального представителя МИД, на Западе воспользовались «царившими в мире турбулентностью, где-то и паническими настроениями как удобными обстоятельствами для того, чтобы взвинтить антироссийскую информационную кампанию».
Ни один аспект нашей жизни (даже повседневной жизни), ни одно достижение России не вызывает положительный или даже нейтральный отклик на Западе, утверждает Мария Захарова.