МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Выборы президента США сулят России новые неприятности

Байден Трампа не слаще

Чем ближе президентские выборы в Америке (3 ноября), тем чаще в России задаются вопросом: как повлияют их итоги на отношения США и РФ? Пока прогноз выглядит малоутешительным. Конфронтация между Вашингтоном и Москвой зашла слишком далеко, чтобы субъективный фактор — даже высшего уровня — мог выправить это положение. По крайней мере в краткосрочной перспективе.

Фото: Алексей Меринов

Среди американских аналитиков преобладает мнение, что этот «верховно-субъективный» фактор последние четыре года максимально благоприятствовал России. Трампа здесь считают как минимум сочувствующим Кремлю и Путину, а как максимум — российским агентом влияния, которого Москва держит на крючке, заставляя раз за разом делать пророссийские заявления и тормозить антироссийские акции Конгресса США. Но даже такой президент, как Трамп, который не стесняется нарушать любые нормы, не может преодолеть общий настрой государственно-правовой машины США на жесткость в отношении России.

Разведслужбы США считают вмешательство России в выборы 2016 года установленным фактом. Недавно опубликованный доклад на эту тему, подготовленный комитетом Сената по делам разведки, вновь констатирует, что РФ активно использовала разные инструменты для влияния на президентские выборы в США 2016 года. Комитет по делам разведки предупреждает, что эта деятельность со стороны РФ имеет место и в преддверии выборов 2020 года. В начале августа разведывательное сообщество США проинформировало конгресс, что Москва пытается дискредитировать бывшего вице-президента Джо Байдена, который сейчас стал официальным кандидатом от Демократической партии на пост президента США.

Для противодействия России, как сообщает глава киберкомандования США генерал Пол Накасонэ на страницах журнала Foreign Affairs, киберкомандование и Агентство национальной безопасности создали специальную рабочую группу. Она выявляет подрывную деятельность иностранных троллей в социальных сетях, хакеров, которые угрожают целостности американских систем голосования, пропагандистов-дезинформаторов и т.д.

Можно сколько угодно полемизировать с американцами в отношении того, насколько обоснованны обвинения о вмешательстве Москвы во внутреннюю политику США, но в Америке их мало кто подвергает сомнению кроме Трампа и они являются, пожалуй, самым главным раздражителем в отношениях с Россией. Главным, но не единственным. Есть еще соперничество с РФ в области вооружений, есть Крым и Донбасс, есть «узурпировавший власть в Беларуси протеже Кремля», есть Сирия и Ливия, есть инциденты с отравлением Скрипалей и Навального, отрицаемые Москвой, и много чего еще. То российская подлодка всплыла недалеко от аляскинской границы территориальных вод США, то в том же северном районе американские истребители перехватили боевые самолеты РФ, то ФБР арестовало российского хакера, пытавшегося подкупить сотрудника Tesla, чтобы тот внедрил в компьютерную систему компании вредоносное программное обеспечение.

Трамп неоднократно заявлял, что «никто не занимает более жесткую позицию в отношении России, чем он». Но очень мало кто в Америке принимает это утверждение за чистую монету. Санкции, которые Трамп, уступая давлению конгресса, вводил против российских юридических и физических лиц, были «шлепками по руке», как это называет местная пресса. Они не затрагивали главных российских интересов — например, доступа к международной финансовой системе, которую в большой степени контролируют США. Трамп мало и неохотно оказывал военную помощь Украине, он молчит о Беларуси и Навальном.

При Байдене, если он станет президентом, будет, вероятно, жестче. Байден обвиняет Москву в «атаках на основы западной демократии», попытках ослабить НАТО, расколоть Евросоюз, подорвать избирательную систему США. Он утверждает, что Россия использует финансовые институты Запада для отмывания многомиллиардных сумм и употребляет эти деньги для влияния на западных политиков. Байден обещает положить конец «потворствованию Кремлю», которым занимается Трамп.

Об этом «потворствовании» колумнист The Washington Post Дженнифер Рубин пишет так:

«Внешняя политика президента Трампа изобилует необъяснимыми уступками и подарками президенту России Владимиру Путину. Трамп распространял российскую пропаганду о вторжении СССР в Афганистан; в вопросе российского вмешательства в выборы в США он занял сторону Путина, а не американских спецслужб; он пытался шантажировать Украину отказом ей в помощи, жизненно необходимой в войне с Россией; он передавал в Овальном офисе секретную информацию представителям России; он ушел из Сирии; он призывал наших союзников вернуть Россию в «Большую семерку» (она была исключена из «Большой восьмерки» после вторжения в Украину в 2014 году); он объявил о выводе тысяч американских военнослужащих из Германии. И что совсем уж ни в какие ворота не лезет — этот президент никак не отреагировал на то, что русские выплачивали вознаграждения за убийства наших солдат.

...Его внешняя политика неизменно благоприятствует России... У Москвы не было более крупных успехов в дипломатии со времен окончания Второй мировой войны, когда ей достался контроль над Восточной Европой. На этот раз Путину даже не пришлось применять военную силу...

Можно гадать, в чем тут дело: или у Путина «есть что-то на Трампа», или у Трампа есть финансовые интересы в России, или Трамп легко покупается на лесть... Как бы то ни было, России при Трампе было исключительно хорошо».

Оставим на совести журналистки этот перечень, к которому недавно добавилась отмена (по указанию Трампа) разведывательных брифингов для конгресса, на которых говорилось о продолжающемся «вмешательстве России в выборы». Главное — то, что этот перечень активно использует в предвыборной кампании Байден. Конечно, нельзя быть уверенным, что после избрания президентом политик будет выполнять те или иные предвыборные обещания. Но обещания Джо Байдена не сулят России ничего хорошего.

«Я предупреждаю Кремль и другие иностранные правительства: если я буду избран президентом, я буду рассматривать вмешательство извне в наши выборы как враждебный акт... Я дам указание моей администрации ввести в действие все необходимые инструменты нашей национальной мощи... чтобы те государства, которые осуществляют вмешательство, заплатили за это внушительную и долговременную цену. Эта цена может включать в себя санкции против их финансового сектора, замораживание активов, киберконтратаки и разоблачение коррупции. Может быть предпринят целый ряд других шагов — в зависимости от характера атаки против нас».

Далее Байден перечисляет конкретные поручения, которые он даст различным силовым структурам США, и обещает, что в тесном сотрудничестве с союзниками Америки он «изолирует режимы, которые пытаются подорвать демократию и гражданские права». Звучит жестко — вполне в духе Рейгана. И в этом одна из причин того, что значительное число влиятельных республиканцев выразили поддержку Байдену, а не своему однопартийцу Трампу.

Но не будем сгущать краски — даже при Байдене американо-российские отношения сохраняют шанс на нормализацию или как минимум улучшение. Байден выражает желание использовать ресурсы своей администрации для «сплочения международного сообщества в борьбе с COVID-19 и вызванными пандемией экономическими последствиями, а также для решения других неотложных международных проблем». Такой подход к международным делам являет собой позитивный контраст на фоне изоляционизма Трампа с его слоганом «Америка прежде всего!».

Байден заявляет о намерении продлить действие Договора СНВ-III и других соглашений, обеспечивающих стратегический паритет между США и РФ. В 1970-е годы, говорит Байден, «Советы стали договариваться с нами не потому, что они нам доверяли, а потому, что не доверяли. Именно потому, что мы не доверяем нашим противникам, нам необходимы для обеспечения безопасности США договоры, которые ограничивают человеческую способность причинять разрушения».

Россия и Америка могли бы не только соперничать, сохраняя паритет, но и плодотворно сотрудничать во многих сферах, вплоть до военной — о чем когда-то, в начале 2000-х, вел разговор с американцами экс-министр обороны РФ Игорь Сергеев. Тогда еще можно было вовлечь Россию в проект противоракетной обороны, который разрабатывали США. До этого, в 90-е, можно было вовлечь Россию в НАТО — или как минимум не придвигать НАТО вплотную к российским границам, а заключить некое оборонное соглашение Восток–Запад и создать буфер нейтральных государств. Упустили это и многое другое — и вернулись в «холодную войну».

Сможет, захочет ли следующий президент США изменить этот опасный статус-кво — пока открытый вопрос, ибо президент неизвестен, а политика его будет зависеть от многих факторов.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах