Около полуночи свергнутый президент Кейта появился в эфире национальной телекомпании ORTM. Явно не источавший лучи радости Ибрагим Бубакар Кейта, эмоции которого скрывала повязанная на лице маска, сообщил малийцам, что его отставка с поста главы государства вступает в силу немедленно. Он также объявил о роспуске своего правительства и Национального собрания.
Загнанный в угол действиями мятежников президент дал понять, что решение об отставке его вынудили принять. «Если сегодня некоторые элементы наших вооруженных сил хотят положить этому конец своим вмешательством, ли у меня есть выбор?», – сказал Кейта в кратком обращении с военной базы в Кати неподалеку от малийской столицы Бамако, где он был задержан ранее во вторник.
«Я не хочу, чтобы проливалась кровь, чтобы сохранить мою власть, - сказал он. – Я решил уйти с должности».
Что будет с отстраненным президентом? Вероятно, его вынудят покинуть страну – во всяком случае, были сообщения о таком требовании путчистов. Во всяком случае, свергнутому в 2012 году малийскому президенту Амаду Тумани Туре пришлось на отправиться в изгнание в Сенегал. Эмиграция все-таки лучше, чем другие варианты для свергнутых лидеров. Так, еще один отстраненный от власти президент Мали Муса Траоре в 1992 году был приговорен к смертной казни за преступления в годы его правления. Но высшую меру заменили на пожизненное заключение. Правда, через несколько лет экс-президент Траоре со своей женой был вновь приговорён к смертной казни за экономические преступления, но этот приговор вновь сменили на пожизненное заключение. А в 2002 году Траоре вообще был помилован в рамках политики национального примирения. А вот самый первый президент независимой Республики Мали Модибо Кейта, свергнутый в результате переворота в 1968 году, оказался за решеткой – и умер спустя несколько лет в тюрьме не при не вполне выясненных обстоятельствах.
Возвращаясь к последним событиям – остается в немалой степени открытым вопрос о том, кто возглавил мятеж военных, чего хотели участники путча и кто будет править Мали вместо Ибрагима Бубакара Кейты.
Как сообщает Al Jazeera, на фотографиях, размещенных ранее в соцсетях и, как утверждается, сделанных в гарнизоне Кати, президент Кейта и его премьер-министр Бубу Сиссе были окружены вооруженными солдатами.
Оппозиционная коалиция M5-RFP, стоявшая за антиправительственными протестами, выразила поддержку действиям мятежников, а ее пресс-секретарь Нухум Того заявил агентству Reuters, что это «не военный переворот, а народное восстание».
«Все малийцы устали, с нас достаточно!», - говорит один из демонстрантов, вышедших на улицы Бамако приветствовать действия военных.
Политические потрясения развернулись через несколько месяцев после спорных выборов в законодательные органы, и возникли после того, как поддержка Кейты упала на фоне критики его правительства в связи с ухудшением ситуации в области безопасности в северных и центральных регионах Мали.
Оппоненты президента Кейты с июня устраивали массовые протесты, призывая президента уйти в отставку, обвиняя его в неспособности восстановить безопасность и бороться с коррупцией. Также оппозиционеры обвиняли власть в кумовстве, указывая на влияние президентского сына Карима Кейта, который в июле ушел с влиятельного поста председателя парламентского комитета по обороне и безопасности.
По данным ООН и правозащитников, в ходе акций протеста погибло не менее 14 человек, по информации оппозиции – значительно больше.
Свержение Кейты, который был впервые избран в 2013 году и вернулся к власти пятью годами позже, во многом повторяет падение его предшественника, напоминает Al Jazeera. Амаду Тумани Туре был вынужден покинуть пост президента Мали в результате государственного переворота в 2012 году после серии серьезных военных поражений в боях с сепаратистами-туарегами и исламистами.
Переворот 2012 года, который также произошел в том же военном лагере Кати, ускорил захват севера Мали вооруженными группировками исламистского толка. В конечном итоге военная операция под руководством Франции вытеснила боевиков, но они просто перегруппировались и расширили свое присутствие в центральной части Мали во время президентства Кейты.
Ибрагим Бубакар Кейта пытался удовлетворить требования протестующих серией уступок и даже заявил, что готов переиграть спорные выборы в законодательные органы. Но эти половинчатые предложения были быстро отвергнуты лидерами оппозиции.
Во вторник солдаты в Кати забрали оружие из оружейного склада казармы и задержали старших офицеров. Антиправительственные протестующие сразу же приветствовали действия солдат, а некоторые подпалили здание, которое принадлежит министру юстиции Мали в столице.
Вооруженные люди начали задерживать руководителей страны – в том числе президента Кейту, премьера Сиссе и министра финансов страны Абдулая Даффе.
«У Мали есть три пересекающихся набора проблем, – комментирует события Al Jazeera, профессор политологии Американского университета в Соединенных Штатах Уильям Лоуренс. – В результате неудачных выборов в марте 2020 года возник серьезный политический кризис. Существует серьезный экономический кризис, осложненный пандемией COVID-19 и существует серьезный кризис безопасности, который привел к захвату одного из главных лидеров оппозиции, удерживаемого террористами на Севере. Существует большое недовольство по поводу неспособности сдержать терроризм, а также действий военных против гражданского населения».
Ряд зарубежных государств и ООН выступили с осуждением действий мятежников и требованиями освободить задержанных руководителей Мали. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что Франция «самым решительным образом осуждает это серьезное событие». Как известно, Франция на правах бывшей колониальной метрополии рассматривает Мали как зону своего влияния и активно участвует – в том числе и военными силами – в событиях в этой стране. В то же время в последнее время периодически возникают разговоры о соперничестве за влияние в Мали и регионе между Францией и Турцией.
Так, в 2018 году турецкий президент Эрдоган в ходе своего африканского турне нанес визит в Мали в сопровождении дипломатов и большой деловой делегации. Внимание Анкары к распространению своего политического и экономического влияния в странах Северной и Западной Африки с преобладающим мусульманским населением объясняется некоторыми наблюдателями не только чисто прагматическими задачами, но и попытками Эрдогана «застолбить» себе место лидера исламского мира. И вообще эксперты полагают, что рРастущая экспансия Турции в Африку является составной частью общей внешнеполитической программы Эрдогана, направленной на то, чтобы приблизить Турцию к статусу мировой державы.